РИГА, 6 фев — Sputnik. Строительство второго газопровода из России в Германию в значительной мере затрагивает интересы США. Журналист немецкого издания Die Welt объяснил, как может повлиять газовый вопрос на отношения двух стран. Полный текст статьи публикует портал ИноСМИ.
В первые недели своего президентства Дональд Трамп поразил, напугал или оскорбил, пожалуй, всех своих иностранных партнеров, кроме одного — президента России Владимира Путина.
Трампу и Путину во время своего первого телефонного разговора в субботу неделю назад удалось пообщаться на тему кризиса на Украине, не вступая при этом в дискуссию.
Ранее Трамп даже заявил о том, что рассчитывает на "фантастические отношения" с Путиным. Разговор был "очень позитивным" — так эту беседу впоследствии охарактеризовали в Белом доме.
Газовые противоречия
Возможно, телефонный разговор между двумя могущественными мужчинами прошел так гармонично еще и потому, что новый госсекретарь США Рекс Тиллерсон на тот момент еще не принял присягу. Иначе бывший глава нефтегазовой корпорации ExxonMobil, вероятно, намекнул бы своему новому работодателю о конфликте интересов между США и Россией.
Речь идет о доминирующей позиции на растущем мировом рынке природного газа. А также о том, останется ли новый президент верен цели, которую до сих пор преследовала американская внешняя политика, а именно — освободить Европу от зависимости от поставок российского природного газа.
Москва в настоящее время действительно пытается укрепить свое доминирующее положение в качестве главного поставщика газа для европейцев с помощью строительства так называемого Северного потока — 2. Однако это намерение прямо противоречит экспортным интересам стремительно развивающейся американской газовой промышленности.
Так что недаром Америка негласно оказывает сопротивление строительству российско-немецкого газопровода. Официально России хотят помешать использовать ее природный газ в качестве средства оказания политического давления на восточноевропейские страны-импортеры.
Технологическая революция
Тем не менее Россия продолжает придерживаться своих планов по строительству газопровода, поскольку государственный бюджет существенно зависит от экспорта газа в западные государства. Тем острее встает вопрос о том, насколько далеко зайдет Трамп в своем сочувствии интересам "друзей из России".
Конфликт развивается на фоне технологической революции: природный газ в качестве важнейшего энергетического сырья в скором времени превзойдет нефть и уголь. Все чаще газ сжижают в охладительных установках и в виде сжиженного природного газа (СПГ) перевозят в специальных танкерах через океан. Если до сих пор существовал лишь мировой рынок природной нефти, то благодаря "газовозам" теперь формируется и глобальный рынок природного газа.
Он развивается стремительными темпами: "Объем торговли сжиженным природным газом растет в семь раз быстрее относительно газа, транспортируемого с помощью газопровода", — рассказывает главный экономист энергетического концерна BP Спенсер Дейл.
Главную роль в этом играют США: благодаря так называемой технологии гидроразрыва пласта американцы стали крупнейшими мировыми производителями сланцевого газа. Энергетические гиганты возводят в Луизиане, а также в техасском городе Корпус-Кристи, мощные установки для сжижения органического топлива из недр земли.
Революция СПГ в корне меняет правила игры. Страны и регионы, которых в прошлом газопроводы связывали с определенными поставщиками, владея СПГ-терминалами, теперь могут свободно решать, у кого покупать горючее.
Евросоюз стоит перед выбором
Польша и Литва уже снизили свою зависимость от российских поставок газа путем строительства соответствующих портовых сооружений — и тем самым добились определенной свободы в политике. Другие терминалы СПГ, например, в Роттердаме, во французском Дюнкерке, в Испании, Португалии и Великобритании хоть и построены, но пока не используются в полной мере.
В свете новых торговых возможностей в энергетической сфере Германия, а также Евросоюз в целом стоят перед выбором: стать частью нового мирового рынка сжиженного газа, функционирующего за счет танкерного флота, или на долгое время связать себя с Россией путем строительства нового газопровода?