РИГА, 5 фев — Sputnik, Евгений Лешковский. Рижские дворики около прудов Мары внезапно напоминают Португалию, деревья у слияния речек Муса и Мемеле в городке Бауска — уже почти кружащиеся дервиши в турецкой Конии, а Даугава плавно несет свои воды то ли в Тихий океан, то ли в Средиземное море.
Работы известной латвийской художницы Ирины Трумпель всегда выделялись на фоне картин остальных местных мастеров: никакой вам серенькой действительности. В ее пейзажах необычная жизнь — иногда настолько яркая, что и зимой жарко становится, а около другой акварели хочется задержать дыхание и не делать резких движений — иначе даже легкое колыхание воздуха унесет с картины райский сад или полупрозрачные горы в пустыне.
О себе Ирина говорит, что училась рисовать в Латвии, но стала художником в Гималаях, где жила далеко не один год, а потом совершенствовала технику и осваивала новые приемы в Иране и Турции. Ее коллеги говорят: как хорошо, что ты не училась в Латвийской академии художеств, а стала путешествовать в другом направлении.
Как пожарные
Оценить это путешествие можно в Риге, в галерее Музея пожарного дела на Ханзас, 5, где у Ирины и ее ученицы Натальи Никольцевой проходит совместная выставка "Большой мир в маленьких акварелях". Здесь представлено 120 работ.
Почему такое необычное место выбрали? Ирина смеется: "Мы, как и пожарные, очень много работаем с водой!"
А все картины на выставке — словно яркие путевые заметки по Латвии, Индии, Тибету, Ирану, Турции, Греции, Туркмении, Армении, Таиланду, Италии, Ирландии, Англии, Норвегии, Португалии. Ирина и Наталья везде бывали в разное время, но их картины в итоге встретились в тихом центре Риги.
Корреспондент Sputnik познакомился с Ириной лет десять-пятнадцать назад, в ее тогдашней мастерской под самой крышей дома на улочке Висвалжа. Художница вернулась после полутора лет жизни в Гималаях, в любимом горном штате Уттарканд недалеко от Найнитала, и вскоре уехала куда-то по маршруту Великого шелкового пути.
К тому времени ее персональные выставки проходили от Юрмалы до Бомбея, а картины хранились в частных коллекциях не только в Латвии, но и в России, США, Канаде, Швеции, Германии и даже Японии. В 1993-м Ирина по заказу архиепископа Нью-Йорка написала иконы "Всесильный Христос" и "Дух святой", а также сюжетную композицию "Христос на дорогах Индии". Такая вот удивительная эклектика.
Цвета Армении, задуманные Богом
"Когда я жила в Гималаях в трехстах километрах от Дели в сторону Непала, могла работать над картинами долго, выписывая мельчайшие детали (насколько это в акварели вообще позволяется). Например, есть Саттал — райское место: с одной стороны носятся обезьяны, с другой на горочке отдыхает леопард, летают огромные бабочки и почти нет людей. Идеальное место, чтобы созерцать и рисовать", — вспоминает Ирина.
А другие работы она делала, наоборот, быстро — иногда даже в автобусе, пока тот ехал 600 километров через пустыню в Иране к сакральному месту паломников всех мастей. Перед Ириной на столике лежали альбом с бумагой, рядом в баночке вода, на коленях – тюбики с акварелью. Ирина тогда влюбилась в пустыню с ее удивительными красками и самым прозрачным воздухом на Земле.
А в Армении она влюбилась в фантастические цвета гор. Ее армянская серия работ чем-то напоминает картины выдающегося ереванского художника Мартироса Сарьяна: насыщенные яркие краски, необычные пейзажи – словно из какой-то параллельной реальности.
"Художник, когда он правильно настроится, погрузившись в медитативное состояние, видит перед собой уже совсем другие цвета — настоящие, задуманные Богом", — говорит Ирина.
Когда плохая погода — лучше не придумаешь
Настрой Ирины передался ученице Наталье Никольцевой, у которой на выставке тоже целый мир: от Латвии до Таиланда, от севера Норвегии до жаркой Греции. В поездки она тоже берет с собой основной багаж: кисти, краски, бумагу. И Латвия в ее картинах кажется какой-то совсем "не этой" страной.
Вот сказочное место в Риге — пруды Мары, где кругом много старых усадеб, в одной из которых когда-то останавливался баснописец Крылов, а рядом — чародей граф Калиостро. А посмотришь на ее пейзаж с курземским озером Энгуре — и кажется, что оказался где-то в Португалии.
"Когда рисуешь на пленэре, на картине цветовая гамма — это не фотографическая точность того или иного места, а ощущения художника, чувства, возникшие в тот момент", — объясняет Наталья.
По ее словам, с некоторых пор на пленэре работает все меньше художников — в основном делают, как проще: пишут акварели по фотографии.
"Однако когда пишешь с натуры, воочию наслаждаешься божественной красотой природы — в любую погоду. Да, иногда и под дождиком работаешь, сидя на земле и прижав зонтик головой к плечу, одной рукой придерживаешь лист бумаги или холст, а другой быстро делаешь наброски, чтобы передать сиюминутное настроение", — рассказывает автор.
От Норвегии до Турции — на кончике кисточки
Как-то раз Наталья, рискуя, сидела на самом склоне отвесной скалы в Норвегии и рисовала море, где погода еще более капризная и суровая, чем в Латвии. Но любимое у Натальи место для работы на пленэре — озеро Гарда в Италии. На выставке у Натальи большая "итальянская" серия.
Ее пейзажи рядом с работами Ирины. Получилось живо и интересно — вот тепло юга Европы, а здесь мягкие цвета Латгалии. Одна из любимых акварелей у Ирины — пейзаж озера Свентес. Ирина поселилась на берегу озера как только вернулась из Индии. В Латгалии она закончила большой заказ, который сделали в Гималаях: написать вполне православные иконы, но так, чтобы в них чувствовалась Индия.
В небольшой мастерской в Вецриге Ирина создает и удивительные картины в технике эбру, которую изучала в Турции и Иране. Обычно картины пишут на бумаге акварельными — водными — красками. А в эбру, наоборот, красками рисуют на воде, смешанной с загустителем, а потом прикладывают сверху бумагу, на которой отпечатывается сказочное изображение.
"Акварель — это вода и краски, техника эбру — тоже вода и краски, все предельно гармонично. И при помощи этих двух составляющих плюс еще бумага (особенно мне нравится сделанная вручную – в Китае или Индии) можно совершать поистине магический ритуал", — говорит Ирина.