Продолжающаяся кампания по разоблачению деятельности бывшего президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса порождает все больше вопросов к эффективности гражданского контроля за деятельностью высших государственных лиц и заставляет задуматься о том, кому выгодны подобные акции, отмечает колумнист Sputnik Эстония Павел Филонов.
Не успел народ как следует возмутиться сделкой с хутором Эрма, в результате которой экс-президенту за счет налогоплательщика "подарили" около 170 тысяч евро, как всплыли факты непомерных трат Ильвеса на проживание в роскошных отелях, спа-услуги, дорогое вино и элитные рестораны. Уверен, список "грехов" будет продолжен, и в ближайшее время мы узнаем еще много интересного о бывшем первом лице Эстонии.
С одной стороны, появление подобных новостей говорит о том, что в Эстонии посредством СМИ все-таки осуществляется общественный контроль за деятельностью высших чинов.
С другой стороны, удивляет, что эти факты вскрываются лишь тогда, когда герой разоблачительных статей уже покинул свой пост и находится в относительной недосягаемости со стороны эстонского гражданского общества и правосудия. Выходит, такие разоблачения кому-то выгодны именно сейчас, когда на посту уже находится новый президент.
Роскошный стиль жизни экс-президента также никак не был ограничен законодателем, позволившим президенту распоряжаться представительскими расходами по своему усмотрению. То есть получается классический эстонский JOKK (от эст. фразы juriidiliselt on kõik korrektne —"юридически все корректно"). Но осадок все-таки остался.
Раскачать систему
Тогда к чему разоблачения? Весьма маловероятно, что парламентарии в связи с открывшимися новыми фактами начнут быстро менять законы — ведь на месте Ильвеса однажды может оказаться и их представитель. Скорее всего, сейчас идет "раскачка" института президентства в Эстонии как такового и получившего свой пост "случайно" нынешнего главы государства в частности. Эту версию поддерживает и появившаяся на днях информация о 12-тысячном пособии от ЕС, которое в течение трех лет еще будет получать Керсти Кальюлайд вдобавок к своему и так немаленькому президентскому окладу.
Для избранного "за неделю" действующего президента публикация подобных фактов может иметь весьма неприятные последствия. Легитимности в глазах народа это Кальюлайд точно не прибавляет.
Если усилия по дискредитации предыдущего и нынешнего президентов окажутся успешными, то это даст им свободу для политических торгов как во время предстоящих предвыборных кампаний — местной и парламентской, так и в ходе последующих президентских выборов. Последние, кстати, при некоторых обстоятельствах могут быть и досрочными.
Через громкие разоблачения первых лиц избирателей заставляют усомниться в правильности функционирования государственной системы Эстонии.
Все это накладывается на экономические трудности, которые испытывает сейчас республика, и перемены в международной обстановке. И хотя действующие парламентские партии продолжают меряться друг с другом рейтингами, очевидно, что в обществе растет запрос на появление инициатив, не связанных с прежней политикой.
В результате уже к следующим парламентским выборам мы можем увидеть появление новых политических сил, которые на волне недовольства пообещают очистить страну от коррупции и приблизить власть к народу. Поверят ли им избиратели, покажет время.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции