Задача Земессардзе — создать впечатление, что у противника — большие проблемы, рассказывает ополченец. Скандал в благородном семействе — предлагают сжечь "сатанинскую" книжку, написанную лютеранским священником. Являются ли экс-президенты символами государства? Латышский язык — не кухонный, и почему ему надо создать тепличные условия. Все эти темы — в еженедельном обзоре Sputnik.
"Крымский сценарий" в Латвии не пройдет!
Latvijas Avīze публикует интервью со старшим земессаргом 17-го батальона противовоздушной защиты Земессардзе Гатисом Замурсом, который в мирное время выполняет обязанности исполнительного директора в строительной организации. Приводим выдержки из разговора.
На вопрос журналиста о том, что ополченец думает о словах президента фонда Potomac Foundation Филиппа Карбера, который убеждал, что в первые часы российской агрессии Земессардзе потеряет 80% личного состава, Гатис сказал, что не согласен становиться жертвой так быстро, а настроен повоевать. Если противник, обладающий большим перевесом, нападет на Латвию, то у нее будут проблемы.
"Есть такое выражение "генералы готовятся к прошлым войнам, но не к будущим". "Вы действительно допускаете, что крымский сценарий может повториться?" — спросил журналист.
Замурс считает, что у нашего потенциального противника, как у наступающей стороны, есть преимущество. Однако сценарий с "зелеными человечками" второй раз не пройдет. Однако может быть использован какой-либо другой оппортунистический сценарий.
В любом случае, как говорит старший земессарг, задача ополчения — создать впечатление, что у противников стран Балтии — огромные проблемы, а у нас — такое же огромное желание сражаться, кроме того, сделать нападение агрессора максимально более дорогим с точки зрения потерь живой силы и техники.
Как собеседник газеты относится к планам создать в Латгалии профессиональное подразделение противовоздушной обороны?
Восток Латвии — это место, где необходимо размещать войска, так как именно там возможно нападение противника, делится земессарг своим стратегическим мышлением. Кто контролирует воздух, тот контролирует общую ситуацию, поэтому создание такого подразделения оправданно. Тем более что недалеко от границы с Латвией находится вертолетная база с новейшими вертолетами Ka-52, которые в случае агрессии могут прилететь к нам. "Наша задача в такой ситуации — достойно их встретить", — говорит Замурс.
Бывший министр обороны Атис Пабрикс предложил установить для ополченцев в качестве бонуса необлагаемый минимум зарплаты в размере 414 евро. Земессарг считает, что с материальным стимулированием надо быть осторожнее. Патриот должен защищать свою страну не за деньги, а за убеждения. Пабриксу же он посоветовал для поддержания боевого духа самому вступить в Земессардзе.
Вике-Фрейберга — не флаг
Как известно, в обществе разгорелась дискуссия о том, хоронить ли государству своих бывших президентов за свой счет и вообще, считать ли их символами государства?
Однако как пояснил газете Diena эксперт по конституционному праву Эдгар Пастарс, если в политической дискуссии называть президента символом государства еще можно, то с юридической точки зрения это нонсенс. Согласно законодательству, символами государства являются: флаг, герб и гимн (а также государственная печать, но у Латвии таковой не имеется). При этом Пастарс положительно отозвался об идее "Единства" хоронить усопших президентов страны на Лесном кладбище в Риге. Это помогло бы создать общий принцип, позволяющий правительству обеспечить покойным статусное место захоронения, если при жизни они отметились особым вкладом в жизнь страны.
Сейчас закон предусматривает, что государство лишь покрывает расходы на похороны и содержание могилы бывшего президента, однако о привилегиях в выборе места ничего не говорится. Дискуссия началась после того, как в начале января появилась информация о том, что экс-президент Вайра Вике-Фрейберга через "неформальные рычаги" и посредников получила место захоронения на частично закрытом Первом лесном кладбище.
Анафема! Директор Христианского радио призывает жечь книги
Директор Латвийского Христианского радио Таливалдис Талбергс призвал предать анафеме и огню тираж бестселлера, вышедшего из-под пера лютеранского священника Юриса Рубениса под заголовком "Он и Она". В книжке священник обобщил сокровенные христианские знания о любви, отношениях и сексе. Талбергс считает, что это вредная, антихристианская и кощунственная книга, пишет Kas Jauns.
Воинственный христианин называет данный труд ужасным беспутством и призывает немедля предать его очищающим языкам пламени. Целый час в эфире своей передачи "Актуальная дискуссия" он перемывал косточки автору вместе с приглашенными в студию гостями, называя книгу вершиной извращения и сборищем зла, где опубликованы снабженные греховными иллюстрациями знания языческой мистики, колдовства и извращений. В конце передачи он трагическим голосом предлагает христианам сжигать эту книгу — вместилище мерзостей, прославляющее в том числе гомосексуализм и идолопоклонничество.
Соратник Талбергса баптистский проповедник Бикис создал в интернете специальный сайт, осуждающий и разоблачающий книгу. Он приводит в пример размещенную в книге гравюру, автор которой утверждает, что имел секс со своей сестрой, дочерью и даже лошадью!
Перечислить все примеры приведенных в опусе беспутств не предоставляется возможным — ими кишат все страницы. Талбергс уверен, что, читая подобные труды, читатели засоряют свое сознание философски- эзотерическими заблуждениями, принимая их за "божественное откровение".
Между тем вот уже пятый месяц книжка находится в топ-3 латышских книжных магазинов.
Сам автор не хочет комментировать позицию Талбергса и надеется, что люди его поймут. Есть люди, которые действительно осуждают инквизиторские замашки Талбергса и его сторонников. Так, известный радиожурналист и адвентист Алдис Томсонс пишет:
"В последние дни в социальных сетях развернулась острая дискуссия о Христианском радио.[…] Эта дискуссия отображает ту реальность, которая очевидна во всем мире, в том числе в христианстве. Нам очень нужно нечто, против чего бороться. Борьба "против" поддерживает нашу веру. Политика — это борьба против других партий, национализм — это борьба с другими, с мигрантами и представителями других культур, религия — борьба с чужой верой. Борясь, мы чувствуем себя хорошо, ведь выступаем, по нашему мнению, против зла!"
Томсонс напоминает, что Христианское радио набирает себе рейтинг, выступая против астрологов, гомосексуалистов, деградирующих европейских ценностей, неправильных конфессий и т. д. и т.п. Он также не скрывает, что радио вызывает у него ассоциации с небезызвестным Алексеем Ледяевым, который в свое время призвал сжигать латышские дайны, как языческие.
От себя добавим, что какой бы ни была книжка "Он и Она", создается впечатление, что Христианское радио и его директор работают в одной упряжке с автором, рекламируя его произведение.
Латышский язык — не кухонный!
Публицист Бен Латковскис в Neatkarīgā Rīta Avīze рассуждает о том, нужно ли ректорам работающих в Латвии иностранных вузов знать латышский.
Он пишет, что каждого ищущего в нас убежище мы учим латышскому языку. Даже если он не скрывает, что не собирается оставаться в Латвии, а в Германии его ждут друзья и родственники. Почему? Потому что таким образом мы подаем ясный сигнал (главным образом самим себе) о том, что латышский язык здесь — главный, единственный государственный. И мы за этот язык постоим и падем. Это выраженно символический жест, признает публицист.
"Какой сигнал мы посылаем миру, сообщая, что у ректоров латвийских вузов нету необходимого уровня госязыка?" — спрашивает Латковскис. По его словам, латышский язык никакой не кухонный язык. А вот министр образования Карлис Шадурскис под внешним давлением вынужден был признать, что латышский — кухонный, который "интеллигентное общество может и не знать".
В заключение автор пишет, что латышский язык не может конкурировать с большими мировыми языками. В связи в чем мы не можем просто так отпустить его в свободное плавание в море свободного рынка. Напротив, для него необходимо создать особо благоприятную среду, если только мы считаем латышской язык основой нашей нации и государства.