РИГА, 20 янв — Sputnik, Евгений Лешковский. Выставка Александра Немировского больше года была открыта для всех желающих в торговом центре Origo на Привокзальной площади: инструменты расположили за витринами от пола до потолка.
Хотя это была лишь малая часть коллекции Александра, а на всю не хватило бы места и за десятью такими витринами. Струнных и ударных инструментов у него сотни две, духовых — под триста, не считая всевозможных перкуссионных шумелок-гремелок-шуршалок.
Посмотреть инструменты тогда приезжали со всей Латвии, а гиды приводили туристов. В общем, не удивительно, ведь многих таких инструментов нет ни у кого не только в Латвии, но и во всех странах, окружающих Балтийское море. У Александра даже была идея устроить перевозную выставку — вокруг Балтики. А еще он давно мечтает о постоянном музее для инструментов, даже названия которых многие никогда не слышали: сямисэн, эрху, тампура, саранги, сампоньо, драмньен, кобуз и так далее.
С музыкой народов СССР его познакомила… Индия
В мир музыки Александр пришел в 1970-е. Он тогда был большим меломаном и сам играл на гитаре экспериментальный рок, пытаясь извлекать звуки "как Фрэнк Заппа. Александр тогда жил на Украине, потом переехал в Эстонию, где поступил в Тартуский университет на физико-химический факультет, и там открыл для себя еще и звучание флейты. А потом, когда уже перебрался в Ригу, познакомился с местными музыкантами — Анатолием Поповым и Анатолием Трумпелем: те насквозь пропитались индийской этникой — так, что даже на обычных гитарах играли полнейшую экзотику.
"В Риге мне попались пластинки легендарного Рави Шанкара — индийского виртуоза игры на ситаре (многострунный щипковый инструмент), о котором мир узнал благодаря The Beatles и выступлению на фестивале "Вудсток". А потом Индия сама пришла ко мне! Совершенно неожиданно я смог поучаствовать в фестивале "Индия в СССР", который был организован лично по распоряжению Горбачева, — в годы большой дружбы с Радживом Ганди", — рассказывает Александр корреспонденту Sputnik.
Он попал на фестиваль благодаря связи Клуба индийской музыки в Риге с Московской консерваторией — и целый год ездил с музыкантами в качестве сопровождающей их персоны. Причем ездил с музыкантами первой величины: флейтистом Харипрасадом Чаурасией, Рамом Нараяном — мастером игры на саранги (инструмент лютневого типа), Шивом Кумар Шармой — лучшим в мире сантуристом (струнный ударный инструмент из рода цимбал). Александр путешествовал с прославленными индусами буквально по всему СССР: те давали концерты и знакомились с местными народными музыкантами.
"Тогда у меня был доступ к лучшим исполнителям музыки самых разных народов Союза. Я проникался их игрой и открывал для себя мир поистине удивительных инструментов", — говорит Александр.
Кашгарский рубоб и абрикосовый дудук
Первый инструмент Александр приобрел в Ашхабаде — инкрустированный кашгарский пятиструнный рубоб. Он купил его в магазине за 50 рублей (огромные по тем временам деньги) к большому удивлению продавца: на рубобе даже не каждый туркмен играть умеет! От магазина до гостиницы Александра сопровождала толпа восхищенных ашхабадцев, и вдруг они воскликнули хором: "А, дарагой, ыграй и пой!"
Наш герой взял в руки рубоб, раскрыл случайно оказавшуюся рядом газету, где было много известных букв кириллицы, но ни одного понятного слова, стал нараспев читать "неведомые письмена" и дергать струны рубоба на манер гитары. Слушатели почтительно склонили головы…
А потом инструменты сами находили Александра. Стоило ему где-то оказаться, как в руки попадали всевозможные флейты, бубны, варганы, барабаны. А побывал Александр много где. В советские годы он объездил все республики Средней Азии, был на Крайнем Севере и Кавказе, не говоря уже о множестве мест в центральной части России. Потом были Тува, Тибет, Бутан. Кстати, после упомянутого фестиваля Александр учился в школе самого Чаурасии — в сказочной для советского молодого человека Индии.
Флейты, которые часто просто дарили лучшие индийские мастера, у Александра не только на особом счету в коллекции: он по сей день на всех играет. Рядом с ними — огромный новозеландский диджериду (труба из цельного ствола дерева, выеденного изнутри термитами) и дудук, который ему отремонтировал мастер по просьбе самого Дживана Гаспаряна — легендарного армянского музыканта. Александр сам немного играет на дудуке из абрикосового дерева — равно как и на флейте из черного эбонитового дерева, которая ему досталась от друга уже из Латинской Америки — индейца Мигеля Лема. С ним он познакомился неожиданно.
Александр работает руководителем крупного торгового центра при Центральном вокзале. Однажды рядом он увидел в снегопад окоченевшего на морозе настоящего индейца с грустным выражением лица. И было от чего грустить. Мигель Лема — профессор латиноамериканской литературы, долгие годы преподавал где-то в Америке, но потом решил бросить карьеру ученого ради музыки.
Патриот индейской культуры захотел популяризировать музыку своего народа и отправился кочевать по миру, играя на улицах на флейтах-сампоньо и перкуссионных инструментах (колокольчиках, шуршалках из копыт горных лам, звенящих бусах из ракушек). Но в Риге ему полицейские везде запрещали выступать без специального разрешения. Александр в итоге договорился, что Мигель сможет играть возле торгового центра сколько пожелает. Потом Мигель еще не раз приезжал в Ригу, на местной студии записал шесть альбомов…
Музыканты бесценные — и живые
Есть в коллекции Александра и очень раритетные инструменты. Вот — старинный японский сямисэн (в переводе — "три оттенка струн") — что-то совсем диковинное, похожее на лютню, но с очень тонким и длинным грифом, а колки, за которые натягиваются струны, напоминают заколки в прическе гейши. Сямисэн делают из твердых пород дерева, корпус обтягивают кошачьей или собачьей кожей, струны — из шелка, а играют на них большим плектром "бати" из буйволиного рога или панциря черепахи.
А вот — двухголовочная гитара одного немецкого мастера, которой под сотню лет. Выглядит как лютня. Другая гитара — финская 1860 года, с клеймом мастера Сампо. Тот ее сделал своими руками еще до того, как основал фирму — теперь одну из старейших и ведущих в мире по производству гитар. Есть и совсем уж старинные струнные инструменты из Индии, которым много сотен лет: выдолблены вручную из дерева, а в качестве мембраны у них кожа змеи.
"Некоторые инструменты я даже побаиваюсь лишний раз в руки брать, а другие, когда на них играю, словно разговаривают со мной: нашептывают о чем-то, мыслями делятся, подсказывают, что надо сделать, чтобы лучше звук извлечь. Ощущения такие, будто приоткрываю завесу, а за ней можно узнать самую главную музыкальную тайну Вселенной. Но музыкальные инструменты обижаются, если их долго не брать в руки, не играть на них, — могут даже перестать звучать", — признается Александр.