Смерть в сети: "принесите мне его голову"

Подписаться
Кого только не хоронили доморощенные новостники - всех не упомнишь. Хоронили с упоением. Новость моментально разлеталась по сети. Выждав время, порталы сообщали, что известия о смерти очередной селебрити оказались слегка преувеличенными. Зачастую - те же самые порталы

Не секрет и не новость: развитие интернета и особенно социальных сетей дало каждому человеку возможность почувствовать себя самым настоящим СМИ. И все мы знаем, что залог успеха любого издания – громкая новость. Так было всегда.

Вспомните фильмы, в которых мальчишки-газетчики бегают по улицам и надрываясь выкрикивают самые громкие заголовки: "Мориарти пойман!", "Король мертв!", "Ограбление века!"

Почти ничего не изменилось. Ключевое слово – почти.

Раньше для сенсации кто-то должен был умереть, воскреснуть, ограбить и убить. Сегодня для этого достаточно кого-то убить, оживить и обворовать. Причем не вставая с удобного кресла.

На троне сетевой сенсации прочно укрепился его величество фейк.

Для того, чтобы привлечь внимание к своему интернет-ресурсу – будь то блог или новостной портал, больше не надо дожидаться какого-либо события. Сегодня любой человек, владеющий мастерством набивания текста на клавиатуре, способен самостоятельно создать новостной повод. Самый удобный из них – смерть. Рецепт прост до безобразия: берем более или менее знаковую личность и запускаем новость о ее безвременной кончине.

Вбиваем в поисковик: "смерть оказалась фейком" и получаем около полумиллиона ссылок на подобные истории. Кого только не хоронили доморощенные новостники: Маккейна, Калкина, Пореченкова, Горбачева – всех не упомнишь.

Хоронили с упоением. Новость моментально разлеталась по сети: проверять информацию у нас не любят. Выждав определенное количество времени, порталы сообщали, что известия о смерти очередной селебрити оказались слегка преувеличенными. Зачастую — те же самые порталы.

Пользователи послушно жали кнопочку "репост", неся светлое в массы. Тот же Фидель Кастро умирал и воскресал, на моей памяти, раз так десять. Потом все же природа взяла свое — и он умер по-настоящему.

Умерев по-настоящему, звезды начинают воскресать. Наивный лозунг "Цой жив!" приобрел угрожающие масштабы. Фидель, бен Ладен, Джексон, Березовский и даже Кеннеди с Гитлером периодически оживают — с легкой руки создателей сенсаций. И верят. При виде слова "Шок!" в заголовке у людей атрофируется логическое мышление и поисковик. Они срочно нажимают кнопку "поделиться" и спешат сообщить своим друзьям, что жизнь продолжается. Даже у мертвых.

Еще одна категория – спасатели. За несколько лет уже выкристаллизовалось несколько беспроигрышных тем: щенки далматинцев, овчарки-пограничники, датские киты и слепой дедушка в переходе. Каждый год, примерно в одно и то же время, в сети появляются крики о помощи с подписью "Максимальный перепост!"

Нестареющие далматинцы жалобно смотрят с фотографии. Если их не забрать – утопят. Верные сторожевые овчарки ожидают расстрела. Киты уже не ждут вообще ничего. Разве что подписания петиции под фотографией пятилетней давности. Правда, самой петиции там нет, но она не сильно и нужна. Спасателям достаточно кнопки "поделиться". Любовь к перепостам можно понять и простить. Люди спешат поделиться и не желают задумываться о необходимости перепроверки информации. Клинический интерес вызывают те, кто создает фейки.

Королева Великобритании Елизавета II - Sputnik Латвия
Вейонис пригласил королеву Елизавету II на столетие Латвии
Несколько дней назад в сети снова хоронили королеву Елизавету Вторую. До этого ее уже хоронили три раза — за последние три года. Вопреки общественному резонансу, королева по-прежнему жива. В конце прошлого года она приболела, чем вызвала очередной приступ вдохновения у создателей сенсаций. Интернет-терроризм с летальным исходом, в отличие от звонков о заложенных бомбах, пока никак не карается законом.

Телефонным шутникам уже грозят реальные штрафы и реальные сроки. Web-убийцы действуют безнаказанно. На их счету – тысячи трупов невинно убиенных знаменитостей. Кто-то делает это ради накрутки посещений собственного блога – их, по крайней мере, можно понять. Не с точки зрения человеческой – нет. Можно понять мотивацию. Бизнес, и ничего личного. Страшнее вторые. Те, кто умерщвляет и оживляет людей ради повышения чувства собственной значимости.

В 2013-м, когда рухнул супермаркет в Золитуде, нашлись люди, которые писали, что собственными глазами видели раздавленных младенцев под обломками. Потом были люди, которые на третий день после обрушения писали, как при них из-под обвала вывели семью – целую и невредимую.

Просто так. Чтобы собрать лайки и получить две тысячи комментариев "О боже!" и "Слава богу!" Все трое суток, практически без перерывов, я тогда провел на месте трагедии. Как и десятки других журналистов. По мере возможности мы заходили в социальные сети и давали актуальную информацию, опровергая подобные вбросы.

Три года назад в трагедии погибло 54 человека - Sputnik Латвия
Фото
Слезы по Золитуде: рижане почтили память жертв трагедии в Maxima
В один момент я спросил у очередной девушки, которая опубликовала пост о том, что только что нашли еще живых под завалами, — зачем? Она ответила, что пытается поддерживать искру надежды в людях. Веру в чудо. Она искренне недоумевала, почему ее благородный порыв не оценили те, чьи близкие лежали под бетонными блоками.

Каждый хочет быть новостником. Каждый хочет первым донести до остальных известие о чем-то важном. В этой спешке, как в диснеевских мультфильмах, лицо бегущего теряет человеческий облик, сливаясь в какую-то карикатурную, безумную маску. Когда новостей не хватает – их придумывают. В этом беспроигрышном варианте человека никто не может опередить. И в сотый раз кидается три горсти букв на крышку виртуального гроба очередной королевы, чтобы потом прокричать: "Королева жива! Да здравствует королева!"

Лента новостей
0