РИГА, 7 янв — Sputnik, Евгений Лешковский. Бронированный внедорожник Black Alligator ("Черный аллигатор") полностью сделан, за исключением некоторых деталей. Его презентация состоится совсем скоро. Броневик создала латвийская компания Dartz, которая считает себя продолжателем традиций легендарного "Руссо-Балта".
Весь покрытый золотом
Новая машина, безусловно, войдет в историю индивидуального автомобилестроения. Судите сами: максимальная скорость "Аллигатора" — 312 километров в час, разгоняется до 100 км/ч за 5,2 секунды, мощность — от 700 до 1600 лошадиных сил, при этом средний расход топлива — 17 литров на 100 километров.
Автомобиль построен на агрегатной базе внедорожника Mercedes-AMG GLS 63, но кузов полностью оригинальный — из углепластика и кевлара. Броневик, который сейчас находится в Риге, но пока никому еще не показан "живьем", будет покрыт золотом. Из золота же сделаны кнопки на руле, а клаксон украшен 292 черными бриллиантами и двумя рубинами.
Автомобиль может стоить более миллиона долларов. В общем, цена вполне логичная, если учесть, что броневик посвящен новому президенту США, миллиардеру Трампу.
"Избрание Трампа стало в прошлом году одним из самых крупных событий в мире. И мы решили посвятить ему машину. Он запросто может позволить себе такую. У нас, кстати, в коллекции есть бутылка водки, которую выпускают по его заказу, — Trump: в ней плавают кусочки настоящего золота. Бутылка граненая. И машина у нас "граненая", а не обтекаемая, какие сейчас везде ездят и нам не очень нравятся", — рассказывает Sputnik Игорь Ристолаинен, один из создателей автомобиля.
Террорист не пройдет
Производство базируется на территории бывшего Русско-Балтийского вагонного завода, где строили автомобили уже более 100 лет назад. Один из создателей "Аллигатора" — рижский инженер Леонард Янкелович, а помогает ему в том числе и Ристолаинен, руководитель международной организации "Ветераны войн XX века против террора".
Игорь в советские годы прошел Афганистан, служил в спецструктурах, а уже в новой Латвии много лет занимался системами безопасности, в том числе бронированием автомобилей.
О компании Dartz, основанной в 2008-м, и об Игоре с единомышленниками заговорили в мире после того, как вместе с конструкторами из Петербурга и мастерами из Таллина были созданы уникальные автомобили "Комбат". Корреспонденту Sputnik даже посчастливилось сесть за руль броневика – вскоре после того, как его тестировал принц Монако Альберт II во время международной автовыставки, где все признали: "Хаммер" по сравнению с "Комбатом" — детская игрушка!
В международной организации "Ветераны войн XX века против террора" состоят специалисты, которые разрабатывали разные устройства, защищающие от взрывов, покрывали стекла особой защитной пленкой. В "Комбате" установлены стекла, прошедшие проверку на прочность на военном полигоне в Адажи: в них стреляли, по ним били кувалдами, закладывали рядом взрывчатку. Стекла все выдерживали.
"Комбаты" были покрыты броней в зависимости от класса защиты — от 3 до 6,5 миллиметра, а стекла — до 50. Автомобили даже легкого класса защиты выдерживали выстрелы из любого 9-миллиметрового оружия. А машины самого высокого класса могли защитить пассажиров даже от 2 килограммов тротила под кузовом.
В броневиках сделали двойное дно с поглощающими материалами и усиленными накладками. Когда происходит мощный взрыв, первый слой прогибается довольно сильно, а второй — непосредственно под людьми в салоне — лишь слегка.
Чтобы славное имя не забыли
"На тех самых "Комбатах" мы в 2010-м ездили на выставку в Монако и посвятили пробег столетию с начала производства "Руссо-Балта" в Риге", — вспоминает Игорь.
По его словам, сейчас есть заводы, так или иначе связанные с историей "Руссо-Балта", например, ЗИЛ или Кировский, но все началось именно в Риге. "Руссо–Балт" собирали в Риге на нескольких заводах. Основные части машины выпускал Русско–Балтийский вагонный завод на улице Валмиерас.
В 1915 году завод эвакуировали в Россию, а спустя десятилетия восстановили производство в Москве и Петербурге. Возрождением "Руссо–Балта" уже в наши дни решил заняться российский конструктор Дмитрий Парфенов. В 1998 году он стал собирать броневик на Путиловском заводе в Питере, и в 2000-м он приезжал на нем в Ригу.
Затем владельцем бренда "Руссо–Балт" стал российский миллионер Виктор Такнов. Вскоре стали выпускать два вида машин. Первый — спортивный, который стоит 1 миллион 800 тысяч евро, называется Russo–Baltique Impression. Второй тот самый броневик "Комбат", который создавали общими силами в Риге, Питере и Таллине. Для европейского рынка автомобили назвали Prombron.
От Риги до Голливуда
После выставки в Монако латвийско-российскими броневиками-внедорожниками заинтересовались аж в Голливуде. И вскоре они, позолоченные, появились в картине "Диктатор" с Сашей Бароном Коэном в главной роли.
Картину снимала в Севилье и на Канарах компания Paramount Pictures. Коэн называл Игоря "Биг рашн драйвер" — фамилию Ристолаинен произнести он не смог. Тогда же шли разговоры об участии броневиков в новых фильмах о Джеймсе Бонде. На фоне броневиков позировала Памела Андерсон.
"Спустя время наши пути с питерцами разошлись, и мы стали заниматься раскруткой собственных машин. В мире есть рынок промышленного автомобилестроения, а есть индивидуального — маленький. Во втором случае для создания эксклюзивных машин нужны не огромные заводы, а относительно небольшие помещения, где работает несколько специалистов, занятых одним общим делом — почти хобби. Вот и получается: машина сделана по самым передовым технологиям, но человеческими руками", — говорит Ристолаинен.
Первой машиной, разработанной в Риге, стала Black Shark — в 2014-м. Теперь — Black Alligator. Кстати, оба автомобиля названы в честь российских боевых ударных вертолетов Ka-50 "Черная акула" и Ка-52 "Аллигатор" соответственно.