Кажется, это уже происходит. Кажется, мы уже начинаем пожинать плоды нашей системы образования. Когда молодежь брезгливо отворачивалась от точных наук и инженерных специальностей. Зачем грызть сухую корку, когда есть эклеры — пиар, общественные отношения, психология, дизайн и прочее.
Уже приходилось писать, что скоро наступит время, когда некому будет проектировать и строить дома и мосты, высчитывать нагрузки, выбирать нужные материалы. И тогда все начнет рушиться. Похоже, это скоро уже стучит в двери.
Казалось бы, трагедия в Золитуде должна была мобилизовать общество и аппарат. Они должны были встряхнуть себя за плечи, дабы пробудить ото сна. Увы…
До этого была эпопея с Рижским цирком, который признали опасным, однако представления в нем продолжались. Бюро по контролю за строительством предупредило, что цирк — далеко не единственное опасное для жизни общественное строение.
Совсем на днях — 21 декабря — по техническим причинам для посетителей закрыты торговый центр Riga Plaza в Пардаугаве и магазин Prisma на ул. Гростонас.
День спустя — еще один звоночек. Закрыт Юрмальский спортивный холл. Государственное бюро по контролю за строительством (ГБКС) обнаружило в Юрмальском спортивном холле (сдан в эксплуатацию только летом) ряд недостатков и закрыло до середины января.
Недочеты связаны с механической стабильностью здания, то есть соединениями шурупов. Сталь, использованная для строительства крыши, не соответствует строительному проекту. Выключатели в душевых помещениях могут при скоплении влажности вызвать электротравмы, отдельные коммуникации недостаточно изолированы.
Техническое состояние нашего всего — Замка света и нового комплекса налоговой службы стало пищей для пернатых и почвой для анекдотов, несмотря на вбуханные туда миллионы.
Как-то пришлось общаться с человеком, плотно занимавшимся расследованием трагедии в Золитуде. Ее рассказ о погружении в пучину документов, свидетельств очевидцев, в извилины судебного процесса аварии заставляет волосы на голове шевелиться.
Никто из обвиняемых в этом процессе не признается — кто рассчитал нагрузку соединения двух ферм и кто дал задание их разделить на две части. Там есть совершенно загадочные персонажи. Чтобы изготовить стальные фермы, необходимо было сделать рабочие чертежи. Так вот, читая уголовное дело, с удивлением узнаешь, что расчеты делал человек с образованием строительного техникума, который поставил объявление на SS.lv и которого там нашли строители и заплатили за его расчеты без договора наличкой. Он сам признает, что занимается подобными расчетами много лет. Но считает не он. Он купил программу, загоняет туда имеющиеся данные, и она делает расчет.
"Ну я, вообще-то, маляр. Я думал, что здесь работают инженеры и прорабы. Я думал, что так и надо", — оправдал свои действия бригадир маляров. И человек реально ни в чем не виноват. Но эта история показывает — один подумал, что это сделает другой. А другой был уверен, что тот, кто был до него, это уже сделал. Потом в этой цепочке появляется еще кто-то. И еще…
Думая обо всем этом, приходишь к неутешительным выводам. Кто-то неверно рассчитал несущие конструкции нашей системы. Это и образование, переставшее штамповать необходимые кадры. И судебная система, благодаря которой виноватые в трагедии в Золитуде вряд ли будут наказаны. И бардак в строительстве с перекидыванием ответственности от подрядчика к субподрядчику, от прораба к проектировщику, от поставщика материала к строителю. И Сейм с правительством, из-за которых крыша нашего государства трещит и кренится, создавая угрозу для тех, кто еще не убежал…