Международная федерация бобслея и скелетона (IBSF) накануне объявила, что февральский турнир пройдет на трассе в немецком Кёнигзее. Заместитель главного редактора Championat.com Евгений Слюсаренко полагает, что это исторический прецедент – еще никогда в мировом спорте столь серьезное решение не принималось без подробного расследования, на основе одного лишь "классового чутья".
И латвийские спортсмены, всемирно известные скелетонисты братья Дукурсы, приняли участие в истории на правах одних из главных обвинителей. Главный вопрос — стоит ли этим гордиться.
Обошлись бы и без Дукурсов
Сразу стоит оговорить одну важную деталь: в латвийских СМИ инициатива Дукурсов (Мартинс – дважды вице-чемпион Олимпийских игр в Ванкувере и Сочи, четырехкратный чемпион мира; Томасс – чемпион Европы и призер чемпионата мира; Дайнис – их отец и тренер национальной сборной) подавалась как ключевая, без которой ничего бы не случилось. Именно они сказали те слова, на которые не осмеливались другие. После чего, так сказать, соломинка переломила спину верблюду.
Это не совсем так.
Все это случилось задолго до публикации второй части доклада канадского юриста Ричарда Макларена, который теоретически мог дезавуировать свои летние утверждения из первой части и/или выступить с новыми. Иными словами, чемпионат мира в Сочи был обречен уже давно. Публичные выступления представителей Латвии, разумеется, свой вклад внесли, но по большому счету в этом важном деле обошлись бы и без них.
Сначала – повесим, а потом разберемся
Второй важный акцент – вина российских атлетов. В первой и второй части доклада Макларена фамилии не называются (за редким исключением), но по множеству косвенных признаков понятно: бобслеисты и скелетонисты сборной России – те самые, которые в Сочи-2014 завоевали три золотые и одну бронзовую медали, – подозреваются в манипуляциях с допинг-пробами. Правильнее сказать, подозреваются официальные лица, имевшие возможность таких манипуляций.
IBSF поступила по-другому. Сначала приведем в исполнение приговор, а потом разберемся с юридическим оформлением. Главное-то понятно – обвиняемые виновны. Риторика, если вчитаться, поразительна.
"Исполком почувствовал, что в это трудное время было бы благоразумно не организовывать такое мероприятие в России", – говорится в заявлении IBSF. Почувствовал, значит. Классовым чутьем, не иначе.
У всего этого есть хорошая историческая метафора. Суд Линча.
"Шашкой по русским мошенникам"
"Когда наперсточники вас обманули на вокзале, надо же в суд идти, искать доказательства… У вас какой-то уже классический стокгольмский синдром", – написали мне в Facebook в ответ на эту метафору. Мнение распространенное, действительно, – чего цацкаться с этими мошенниками, с ними все понятно, за шиворот и в кутузку.
В ответ я покажу вот эту табличку. Она – из первой части доклада Макларена. Видите: виды спорта, задействованные в манипуляциях. Шокирует, правда? Так и хочется рубануть шашкой по этим русским и надолго запретить им появляться в приличном спортивном обществе.
Одна проблема: когда перед летней Олимпиадой в Рио международные федерации стали просить от Макларена конкретные фамилии из этой таблички (раз уж вы требуете наказаний и отстранений), то быстро выяснилось: подавляющее большинство из них – давно выявленные и наказанные за допинг люди. Вполне себе официально. Собственно, потому и все эти виды спорта (за исключением давно обреченных легкой и тяжелой атлетики) появились в Бразилии. Не было никаких оснований для иных выводов.
Эх, а ведь можно было, не разбираясь, рубануть по этим "наперсточникам". Время-то, как верно заметили в IBSF, трудное. Почему же не стали?
У меня есть версия. Летом в Латвии не нашлось таких "правдорубов", как семья Дукурсов.