Почти три недели "Наивные путешественники" осваивают необъятную Сибирь. За поездкой следит множество читателей, у которых накопились вопросы к героям проекта. Сегодня пришло время узнать ответы.
Почему вы поехали со Sputnik?
Sputnik Латвия придумал этот проект. Поездка троих человек по России на три недели стоит очень дорого. Ни одно из латвийских СМИ не смогло бы потянуть такой бюджет. Со Sputnik мы договорились так: регулярные материалы с нашей стороны и отсутствие какой-либо цензуры со стороны редакции. Государственный статус Sputnik нашим взаимоотношениям не помешал.
Почему так мало латышей следит за нашей поездкой?
Во-первых, не так уж и мало. К нашей постоянной аудитории латышей ощутимо прибавилось. А во-вторых, напомню, что мы хотели привлечь к проекту латышское СМИ, но сотрудничества не получилось. У местных изданий не хватило смелости, чтобы работать в тандеме со Sputnik. Мы уже рассказывали, как горели глаза у латышских журналистов от перспектив поездки в Сибирь к соотечественникам и как опускались у них руки от невозможности переубедить редакторов и владельцев изданий. Ну что же, каждый сделал свой выбор.
Что у Робертса в сумке с фототехникой?
В Омске нам пришлось спешно выгружаться из такси, и в суете мы оставили на переднем сиденье сумку Робертса со всей его фототехникой. Таксист вернулся сам буквально через пять минут, но за это время мы успели услышать много новых русских ругательств из пополнившегося словарного запаса латыша, а заодно выяснили, что техника в его сумке стоит в несколько раз больше автомобиля таксиста.
Говорить человеческим языком о своей аппаратуре Робертс гордо отказывается, а профессиональные термины вам ничего не скажут. Кроме самого фотоаппарата Робертс таскает с собой четыре объектива, вспышку, прибор измерения глубины резкости, кучу фонарей для света, батарейки и зарядки. Стесняемся сказать, но в сумке у него лежит клизма, он уверяет, что ею удобно сдувать пыль с объектива, и мы типа верим. Еще у Роберта есть штатив, но он цепляет его к рюкзаку за спиной на манер винтовки. Фотограф во всеоружии.
Какой у вас навигатор и как ориентируетесь в дороге?
Рижский знакомый еще перед поездкой снабдил нас профессиональным навигатором, мы поблагодарили, честно попытались разобраться в его работе, претерпели неудачу и благополучно забыли аппарат дома. Да нам и негде особо ориентироваться, нас везет либо поезд (между городами), либо такси (по городу). Когда ехали на арендованной "Ниве" в Бобровку, то прокладывали маршрут по навигатору в телефоне. Во всех остальных ситуациях с ролью навигатора легко справляются случайные, но отзывчивые прохожие, и даже полицейские или охранники – очевидно, объявления "Охрана справок не дает" остались в прошлом.
Вы оформили регистрацию?
Регистрацию мы не делали и проблем из-за ее отсутствия не имели. И вообще, вопреки ожиданиям, нас ни разу не останавливала полиция. Рамки металлодетекторов пищат, лампочка загорается, но следует ленивая отмашка проходить, и до проверки документов дело ни разу не дошло.
Почему вы называете россиян русскими?
В комментарии иногда приходят люди и упрекают нас за то, что мы используем слово "русский" по отношению к герою публикации, в то время, как его следовало бы назвать россиянином. Сначала мы принимали такие комментарии за шутку или троллинг, но, оказывается, все серьезно.
Признаться, у нас самих вышел небольшой спор на эту тему, когда Робертс попытался выяснить, какая национальность указана у нас в паспорте и кем мы сами себя считаем. И я, и Алексей ответили, что в паспорте оставили графу национальности пустой, а называем себя русскими. В этом нет жеста, мы не противопоставляем себя латышам и не выказываем солидарность с Россией. Лучше всего было использовать слово "латвийцы", но его нет в латышском языке. В русском есть. Но ни разу и ни от кого в ответ на вопрос, кем вы себя считаете, я не слышал ответа — россиянин. Только русский, латыш, башкир, армянин. Конечно, если человек родился и живет в России и имеет латышские корни, мы пишем про него "российский латыш".
А кого в вас видит "принимающая сторона"? Соотечественников? Иностранцев? Не пойми кого?
В нас они видят своих, что бы это ни значило. Вот честно, люди из Латвии для них — самые дорогие гости. Нам ни разу не отказали во встрече, пускают во все дома и гостеприимно встречают. Расспрашивают о новостях и торопятся рассказать свои истории. Мы всегда представляемся таким образом: Робертс, коренной латыш; Алексей, русский, гражданин Латвии по рождению; Валентин, русский, натурализовавшийся гражданин Латвии. И если Робертс вопросов не вызывает, то у нас, особенно у меня, выпытывают подробности родословной, с трудом принимая тот факт, что и я, и мои родители родились и живут в Латвии.
Почему латыши и латгальцы не возвращаются домой?
Очень простой ответ – потому что их дом в России. И для потомков бывших переселенцев, и для семей депортированных Россия давно стала домом, здесь их друзья, дети, могилы близких. Кто хотел, тот уехал еще в советское время, когда не было границ. Кто-то возвращался в Латвию уже после 90-х, но это единичные случаи.
Зачем вы пьете растворимый кофе?
С кофе беда. Нет, в дорогих заведениях кофе хороший, да вот только у нас в Латвии он отличный везде. Плохой кофе в Риге — крест на репутации заведения. Но страдаем мы не оттого, что редко получаем чашку вкусного кофе, хуже всего то, что здесь под кофе имеют в виду растворимый. Можно часами бегать по кафе и заправкам, но так и не отыскать кофейный аппарат.
Пьете, пьют?
Мы бы и вовсе забыли о теме алкоголя и предупреждениях Лаймы Власовой о невозможности построить полноценные контакты с сибиряками без приема горячительных напитков, и даже многочисленные шутки в комментариях из серии "вы столько не выпьете" спокойно игнорируем. Но напомнили о ней ачинские латгальцы. Они принялись вдруг горячо уверять, что слухи о повальном пьянстве в российских деревнях сильно преувеличены и что если и есть такое, то точно не зависит от национальности.
Вообще-то обеспокоенность латгальцев я понимаю, они и в Латвии слывут выпивохами. Просто Латгалия считается депрессивным регионом, и все население записывают в группу риска. Какая-то часть правды в этом есть, но не все так печально – достаточно проехать по Латгалии на автомобиле и увидеть урожайные поля, пасущиеся стада и работающую сельхозтехнику. И тем не менее стереотипы живы.
В деревне Бобровка нам рассказывали, что из 50 дворов в пяти торгуют водкой собственного изготовления. Что есть семьи, которые набирают выпивку в долг, а в начале месяца расплачиваются пенсией и начинают цикл по новой. В одном поселке шутили, что однажды пожаловались главе управы на самогонщика, спаивающего соседей, а высокий чин призвал к спокойствию, заявив, что и сам там брал – все в порядке, пить можно! Но истории такие мы только слышали, сами не наблюдали. Хотя, конечно, это не значит, что проблемы нет.
Но в гостях наливают, это да. И что характерно, от Смоленска до Курляно-Дубовки на столе ни разу не появлялся магазинный алкоголь – всегда что-нибудь самодельное. Не пузатая бутыль мутной бражки, конечно, а напиток крепкий, но душевный: настойка на лесных травах, наливка ягодная, самогон на березовом соке и кедровых орешках.
В России никому нет дела до Латвии
Не совсем так. Скорее, это мы в своих заметках не сильно педалируем вопросы политики, просто потому, что интересуют нас больше люди. Ну правда, когда нам здесь начинают рассказывать об ужасах, творящихся у нас дома, вроде ущемления прав русских, парадов эсэсовцев и опустевших по причине бегства населения городах, то понятно же, что это не личная осведомленность собеседника, а мифы, почерпнутые в сомнительных СМИ. Достаточно десяти минут общения с таким человеком, и его взгляды меняются. Надолго ли?
В поездах все еще подают чай в подстаканниках?
Подстаканники есть. Правда, другие. Вместо старой советской символики на них логотип РЖД, и стакан уже не граненый мухинский, а попроще. Зато кипяток по-прежнему крутой, и наливать его нужно самостоятельно из самовара в конце вагона.
Вообще с поездами у нас особенный опыт. Как правило, маршруты рассчитаны на многие сутки пути и проходят по всей территории России. Два раза мы, трое мужчин, заселялись посреди ночи в купе к женщинам. Больше всего переживали мы сами, пытаясь вести себя максимально деликатно и не пугать попутчиц. Люди мы интеллигентные, дамы отделались легким испугом при первом нашем появлении.
В остальном поезда уже не те. Они гораздо лучше. Постельное белье выдают чистое и запаянное в пакет, туалеты чистые, вагоны теплые, сервис высокий. Курить нельзя, но есть варианты. Но это все не так важно, главное преимущество железной дороги – лежишь на верхней полке и умиротворенно дремлешь под перестук колес.
Что едите?
Если коротко, то мы не голодаем. Если подробнее, то есть на что пожаловаться. Российский общепит не радует. Нет, случаются приятные встречи с качественной кухней, но за них приходится дорого платить. Здесь вообще все совсем не дешево. Хороший обед в приличном заведении начинается от 8 евро за первое и 12 евро за второе. Цены в сетевых бистро и скромных закусочных ниже, но там надо мириться с пластмассовыми приборами, холодной котлетой и чистыми калориями без фантазии. Конечно, бывают исключения, да и мы понимаем формулу "цена-качество" – и не жалуемся.
Совсем другое дело, когда нас кормят в гостях. Домашние драники и оладушки, божественная творожная запеканка и пироги с вареньем из черемухи, тушеная конина и недельные щи. Всего не описать. Даже когда мы появляемся без предупреждения, на столе моментально появляется угощение: соленые грибы и капуста, миска отварной картошки и сало, пирожки и пряники. Ох, спасибо, дорогие!
Где живете?
У нас нет точного расписания даже на день вперед, поэтому гостиницу принимаемся искать за час до заселения. Ищем мы через Booking.com, и подходящий вариант попадается уже на первой странице. Разочарований пока не было. Конечно, мы особо не экономим, но и цену в 50-80 евро на троих в сутки нельзя назвать расточительной, и мы всегда получали современные номера со всеми удобствами. Под удобствами мы подразумеваем наличие письменного стола для работы, балкон для курения, отдельный душ со свежими полотенцами, электрический чайник и много-много розеток.
Как вам "Нива"?
Если ехать в Сибирь — то зимой. Если выбирать машину для поездки по Сибири — то "Ниву". Если, конечно, хочешь взять от Сибири все. Иначе можно ограничиться "Клубом кинопутешественников" по телевизору. Наверное, правильнее всего сравнить продукцию АвтоВАЗа с валенками. Можно носить импортные модные угги, но зачем? "Нива" отлично справилась со своей задачей – доставила нас в далекую деревню и не застряла в снегах. Да, к дизайнеру автомобиля есть несколько вопросов, но все они отпадают при виде ценника. И вообще, когда машина девять часов надежно держит покрытую льдом дорогу, выбирается из сугробов высотой до капота и согревает пассажиров печкой, как-то глупо приставать к производителю с вопросом по поводу отсутствия подсветки у кнопки включения заднего дворника.
Когда Робертс вывихнул ступню, сколько содрали с иностранца за посещение травмпункта?
Ноль рублей ноль копеек! Вот вы представьте себе городскую больницу полную посетителей, кто на костылях, кто в гипсе, у стойки регистрации очередь, потому что каждый сперва долго рассказывает о своей беде, девушка в окошке решает к какому специалисту направить, просит заполнить бланк с паспортными данными и на двух сторонах, заносит информацию в компьютер и только после этого дает направление. Очередь мы отстояли. Когда сказали, что мы в Ачинске проездом и наш коллега подвернул ногу, и хочет убедиться в отсутствии перелома, что мы торопимся на автобус и нет ли у вас платной услуги вне очереди, девушка-регистратор заинтересовалась нашим случаем. Процедура регистрации была сведена к минимуму — записать ФИО и подписаться. Минуя очередь, Робертса направили к травматологу, тот назначил рентген, и уже через пять минут наш коллега сидел перед доктором Котеговым и всем свободным персоналом больницы, собравшимся подивиться на травмированного иностранца. Доктор рассмотрел рентген, поставил диагноз, прописал лечение, прочитал небольшую лекцию и торжественно сообщил товарищам потерпевшего, что жить тот будет. По рецепту мы купили фиксатор ступни в специализированной ортопедической аптеке, где работница дала скидку и самолично надела повязку на Робертсову конечность. Так что спасибо травмпункту города Ачинск.
Неужели ученики деревенской школы в Бобровке ходят в туалет во дворе?
На самом деле да. В деревне Бобровка на территории бывшей школы устроен туалет с ямой. И летом дети им могут воспользоваться. Школьники уже два года ездят на занятия в соседнее село. Там стоит новое здание из деревянного бруса с оштукатуренными внутренними стенами, есть туалет с привычным нам унитазом.
Поверьте, в современных деревнях есть газовое отопление, интернет и ванны с гидромассажем. А то, что дома строят не из фиброблоков и не обшивают их пластиковым сайдингом, а ставят деревянные срубы, так это в разы практичнее и надежнее.