Омск встретил нас умеренными морозами, солнцем и легким, красивым снегом. Повезло. Еще две недели назад здесь было минус 36. "Вешались" даже местные.
Утром проснулись, спокойно повалялись до полудня, собрались в город. Спустились на регистрацию, администратор говорила по телефону.
— Мы хотели такси заказать, — обращается к ней Валентин.
Администратор просительно показывает на телефон, мол, минутку!
— А куда вам?— обращается к нам рядом стоящая девушка.
— Да неважно. В центр. Мы не местные, просто погулять.
— Так давайте я вас отвезу.
Садимся в машину. Девушка — дизайнер интерьера. За полчаса дороги вываливает на нас несколько тонн информации.
— Город у нас — самый бедный в Сибири. Ну, не считая мелких, а-ля Кемерово и прочее. Состоятельных людей мы тут знаем поименно. Смотреть особенно нечего. Я когда в Италии работала, меня попросили рассказать про наши старинные здания. Я начала рассказывать — историю знаю.
На десятой минуте проговорилась, что нашему городу 300 лет. Они спрашивают: "Так а откуда старые здания тогда?.." У нас-то, по их меркам, все новострой.
Лиза часто катается по Европе — работа такая. Признается, что Рига давно в списке городов, обязательных к посещению. Не из вежливости говорит, честно.
— Я уже несколько лет к Риге присматриваюсь. У вас там очень красиво, архитектура интересная. Только холодно. Я даже когда фотографии на компьютере смотрю — хочется во что-нибудь закутаться.
— У нас холодно?!
— Ну да. Я очень теплолюбивая.
Нормально. Проехать три с половиной тысячи километров, оказаться в Сибири и услышать, что у нас, в Латвии, холодно. Лиза ловит мой взгляд в зеркало заднего вида.
Лизу сложно назвать патриоткой. Она всей душой тянется к Италии, Европе. И ее очень раздражает, что там ее воспринимают как человека из леса.
— Я приезжаю к заказчикам, начинаю им рассказывать про историю Византии. Они смотрят на меня, слушают. Как на говорящую лошадь. Потом спрашивают: "А зачем вам эта информация там? Кому вы ее у себя рассказываете?"
Лиза злобно стукает ладошкой по рулю.
— Белкам, блин, рассказываю. И куницам.
Лиза никак не помещается в масштабы родного города. Ей не нравится черный снег, не нравятся морозы. Не нравится, что ее заказчики — обеспеченные люди — знают только Шишкина и Левитана.
— У Омска есть только один неоспоримый плюс.
— ?
— Куда бы ты ни приехал — везде будет лучше, чем в Омске.
Мы пока не согласны. Нам пока что очень нравится Омск. Прощаемся, договариваемся встретиться ближе к вечеру. Идем гулять. Доходим до хваленного бара "Колчакъ". Цены вполне московские, но и качество на уровне. Занята пара столиков — будний день, место явно туристическое. С туристами в декабре туговато.
Робертс рвется в военторг. Он собирает фонарики, ему надо. Я, как любитель ножей, инициативу поддерживаю. Валентин плетется за нами от безысходности. Выходим из кафе, пытаемся определить вектор движения:
— Извините, а как к военторгу пройти?
— К армейскому? Да просто! Идите прямо сейчас, потом поворачиваете за "Ибис" и прямо, почти до вокзала.
— Как поворачиваем?..
Солидного вида мужчина смотрит на нас с недоумением.
— За "Ибис". Гостиница так называется. Как увидите "Ибис" — поворачиваете и идете прямо.
Пошли прямо, повернули за "Ибис". Идем, осознаем значимость ударений в русском языке. Военторг, к слову, мы так и не нашли.
Дальше ребята поехали брать машину напрокат, а я дождался Лизу в центре. Сели, ждем ребят, разговариваем про европейские ценности, сибирский менталитет. Про архитектуру и природу. Про цены и зарплаты. В повседневной жизни нас разделяет 3,5 тысячи километров.
Мы не собирались и вдруг доехали. Лиза собирается много лет и так и не собралась.
В конце разговора решаем добавить друг друга в друзья на Facebook. Находим профили друг друга и видим несколько общих друзей. Мы уже не удивляемся. Мы свыклись с тем фактом, что мир — очень маленькая штука.
Обмениваемся контактами, договариваемся встретиться в Риге. Буднично, как договариваемся со знакомыми, живущими в соседнем районе. Значимость расстояний уже пропала.
Когда я озвучиваю, что, мол, "без проекта я вряд ли бы сам добрался сам в такую глушь" — я уже сам себе не верю. Уже кажется, что не так уже это и далеко.
Мы обязательно встретимся. Ведь по большому счету мы — рядом.
Следить за "наивным путешествием" рижан в Сибирь можно здесь >>
Задавать им вопросы можно на странице Sputnik Латвия в Facebook здесь >>