РИГА, 24 ноя — Sputnik, Владимир Дорофеев. Латвийские депутаты, многие из которых публично обличали советскую школу за неприкрытую цензуру, превзошли учителей: выделены деньги на создание специальной комиссии, которая будет разыскивать "нелояльных" педагогов в латвийских школах.
Так называемые "поправки о нелояльности" в Закон об образовании рассматривались вместе с бюджетом страны на следующий год, хотя депутаты от "Согласия" и предлагали рассматривать закон отдельно.
По словам народного избранника, особых интриг на голосовании не было, все вели себя ровно так, как ожидалось. Председатель комитета и известный либерал Илзе Винькеле с трибуны осудила поправки к закону, назвав их "неуместными и несвоевременными". Однако голосовать против не стала, а воздержалась от голосования.
— Редакция поправок была юридически неточной, – прокомментировала Винькеле ситуацию для Sputnik. – Статьи немного поправили, на мой взгляд – недостаточно. Большинство сочло редакцию поправок годной и проголосовало за такую редакцию. Других комментариев не будет.
Поиграл на чувствах коллег и депутат Андрей Элксниньш, обвинивший министра Шадурскиса в мести учителю, спевшему песню против него и его реформы образования 2004 года.
Учитель, о котором идет речь — Владислав Рафальский, — до сих пор работает в школе. А некоторые школьники, участвовавшие в тех, поистине грандиозных протестах 2004 года, уже сами отвели детей в школу, которую они так и не защитили.
В ответ на критику оппозиции министр образования и науки Карлис Шадурскис заявил, что любому, кто дружит с логикой и здравым смыслом, ясно, что нелояльные к Конституции люди не могут работать педагогами.
25 тысяч за голову "врага народа"
– Если говорить предметно, то вчера не только принят закон о нелояльности, но еще и выделены 240 тысяч евро на работу девяти новых работников министерства образования, которые, очевидно, будут воплощать закон в жизнь, – рассказал Sputnik депутат "Согласия" Иван Клементьев. – Наша партия полагает эти поправки противоречащими Сатверсме, и мы будем их опротестовывать в Конституционном суде. Это может занять от трех месяцев до полугода. Результат непредсказуем.
Яростный защитник поправок, "Черный Карлис" Шадурскис, апеллировал к нынешней редакции Закона об образовании, которая также требует от педагогов быть лояльными к государству и его конституции.
"Это не недоверие к учителям. Ни в одной социальной или профессиональной группе нет настолько большого уровня лояльности, как среди педагогов. Но школьников надо защитить от беды встретиться с полусумасшедшим националистом, религиозным фанатиком или агентом влияния Кремля", — цитирует министра образования портал LSM.lv. По словам Шадурскиса, в Латвии насчитывается порядка 30 тысяч педагогов, но речь идет только о десятке из них.
Количество предполагаемых "нелояльных" педагогов и тех, кто призван бороться с ними, приблизительно одинаково. Каждый "нелояльный" педагог может гордиться — на его выявление государство потратит 25 тысяч евро. Даже не знаю, больше ли это или меньше суммы, которая тратится на поиск каждого шпиона.
Сезон доносов
— Я до последнего не верил, что эти поправки примут, – рассказал Sputnik бывший учитель истории Игорь Гусев. – Они же не имеют никакого смысла! Всех несогласных с "линией партии" педагогов давно разогнали, используя формулировки "по собственному желанию", "по обоюдному согласию". Давно вы в прессе слышали какое-нибудь смелое высказывание педагога билингвальной школы? Латышские педагоги могут против чего-нибудь протестовать, русские — уже давно нет. Нынешнее министерство образования превзошло своих советских учителей!
– С 1 января открывается сезон доносов – написала в своем Facebook юрист Елизавета Кривцова. – Не нравится педагог — пишите, что нелоялен, и больше ничего доказывать не надо. Неважно, что за воспитание детей всегда отвечали родители — штрафовать будут учителей. Отныне учитель — это работа для серых, безынициативных и желающих выслужиться перед начальством людей. Со своей стороны, готова консультировать и защищать педагогов, попавших под статьи о цензуре. Это будет мой маленький вклад в дело просвещения.
Елизавета Кривцова рассказала Sputnik, что для того, чтобы оспорить норму закона, нужно, чтобы появился первый осужденный по статье. Пока этот закон не применен, отменить его в Конституционном суде нельзя. Обратиться в Конституционный суд могут либо депутаты, либо адвокат потерпевшего. Впрочем, пока Елизавета Кривцова судится с Полицией безопасности, чтобы ее собственная фамилия была вычеркнута из списка "нелояльных к государству персон".
За поправки к Закону об образовании проголосовали 56 депутатов правящей коалиции, против были 35 оппозиционных парламентариев.