Идея "Наивного путешествия" по России родилась даже раньше, чем реализовался украинский проект. Она долго зрела, лежала на полке, оставаясь очень заманчивой, но гипотетической перспективой. Наконец, в сентябре мы выдохнули – проект приобрел осязаемые черты.
Решились — и сразу очень расстроились. Только в этот момент мы поняли масштабы задуманного. При вдумчивом взгляде на карту мы, наконец, осознали, что значит слово "бескрайняя". Когда начали искать нужные контакты, приуныли окончательно. Сибирские масштабы, помноженные на российскую демократию и латышское недоверие ко всему новому, — все складывалось во внушительный кукиш.
Без особых надежд на удачу мы связались с Лаумой. Выяснилось, что именно в этот момент она в Латвии. Договорились о встрече.
Лаума пригласила нас к себе домой. Мы приехали, поздоровались, сели и начали рассказывать, чего мы хотим. Спустя примерно полчаса наших сбивчивых, путаных рассказов о том, куда мы едем, как и зачем, Лаума устало откинулась на диване, посмотрела на нас и сказала:
— То есть, я так понимаю, что плана у вас нет.
Мы уныло переглянулись и промолчали. Назвать "планом" идею поехать куда-то в Сибирь и искать там латышей действительно было нельзя.
— Ладно. Я вам помогу.
В этот момент Лаума Власова стала настоящей мамой "Наивных путешественников".
За час с небольшим Лаума методично нарисовала карту нашего маршрута, дала все необходимые контакты и рекомендации. Четко, просто и доходчиво: так человек набрасывает план своего дома, в котором прожил не один десяток лет.
С 1992 года Лаума занимала должность атташе по латышской диаспоре в посольстве Латвии в России. Первая и последняя. До нее этой должности не существовало, после того, как она ушла, ее не стало. Лаума объяла необъятное – назло, на спор, из личного желания упорядочить и помочь. Ей удалось.
Сегодня она – председатель Конгресса российских латышей и член правления Всемирного общества свободных латышей.
Красивая, сильная, умная, с искрометным чувством юмора, прекрасно владеющая двумя языками.
Нам удалось убедить ее, что мы едем по-честному, что наша цель – сделать хорошо. Рассказать все так, как есть. Слукавить перед человеком, который прошел через всю бюрократическую машину в России невозможно. Раскусит на раз. Да мы и не пытались.
Лаума поверила нам и оказала неоценимую поддержку в подготовке к нашей поездке.
Дорогая Лаума. Мы лучше руку себе отгрызем, чем обманем ваши ожидания. Честное слово. Таких, как вы, очень мало. Обманывать таких нельзя.
До встречи после приезда.