"Траур марионеток" в данном случае — это не музыкальная шутка композитора Гуно, а форма внутренней дрожи за свое будущее, заметно усилившейся в нашем истеблишменте в первые дни после победы Дональда Трампа. Что понятно, ибо в перспективе к внутреннему источнику тряски может добавиться и внешний.
Конечно, еще неделю назад президентство Клинтон выглядело неизбежным – победа, казалось, лежит на блюдечке с голубой каемочкой, оставалось только присыпать сахарной пудрой, добавить листик мяты для свежести и поставить на стол.
Больше года политическая и информационная атмосфера в нашей части Запада была наэлектризована антитрамповской риторикой. А после летнего визита в Ригу вице-президента США Байдена она зазвучала с официальных трибун.
Думаю, что очень многие из тех, кто еще вчера блистал антитрамповским остроумием, сегодня покусывают локти и подчищают свои профили в социальных сетях, надеясь на то, что 45-й президент США не читал этих записей и не прочтет. Пожелаем им удачи!
Вернемся к траурному маршу. Не хочу останавливаться на комментариях типа "Трампу помог Путин", поскольку появились они определенно на нервной почве. Признавая решающую роль президента РФ в успехе Трампа, придется предположить, что Путин не только взломал "код" цветных революций, но и пошел дальше, создав технологию управления процессами в самой развитой демократии мира. Как убежденный противник конспирологии, я отвергаю эту гипотезу с порога.
Напротив, согласен с теми, кто отмечает: победа Трампа — это своего рода Brexit по-американски. Не будем забывать, что американцы, несмотря на почти два с половиной века независимости, до сих пор в немалой степени англичане. И именно эти "американские англичане" – белые, среднего класса, из небольших городов, консервативно настроенные и при этом привыкшие решать все своей головой – проголосовали за Дональда.
Почему они так поступили? – гадает уже неделю весь мир. Ровно потому же, почему их братья-островитяне несколькими месяцами раньше устроили Brexit. Думаю, что отчасти – из упрямства. Весь западный мир последние годы учил их, как надо поступить.
Вспомните хотя бы наказы наших местных деятелей, которые порой звучали громче всех других: "Америка должна укреплять свое лидерство, она должна физически присутствовать в Европе, она должна прокладывать дорогу нашим общим ценностям…" А американцы вдруг поступили по-своему, рассудив собственным умом, приняв решение на основе столь почитаемого у них здравого смысла.
Другая отправная точка для оценки происходящего – эгоизм и высокомерие современных элит, вовлеченных в процессы глобализации. Об этом же на полном серьезе говорил недавно в "Валдайском клубе" Путин – но кто же сегодня его у нас, на Западе, слушает?! Случай с Трампом и Клинтон – яркая иллюстрация тому. За Хиллари играли все ведущие американские газеты, большинство телеканалов, звезды шоу-бизнеса, Голливуд, действующий президент, экс-президенты, брюссельская Европа – всех уже не перечтешь. И, возможно, еще лет 10 назад это наверняка сработало бы. Сегодня уже не работает.
Мне уже приходилось писать, что после бурных потрясений 60-70-х годов – я имею в виду антивоенные движения, расовые волнения и прочее – на Западе, и в первую очередь в Штатах, много и серьезно поработали над тем, как прогнозировать и направлять общественные настроения.
Более 30 лет эта машина работала без сбоев, исправно, а вот теперь произошел сбой. Торможение в небесах, не иначе. И что тому виной – социальные сети, разочарование в элите или англосаксонское упрямство, – еще предстоит разбираться.
Какие же выводы из этого должны сделать мы, жители маленькой страны на самом краю Европы?
Избиратели в США приняли серьезные государственные решения, исходя из собственных интересов и здорового национализма, лежащего в основе благополучия каждой страны. Нам тоже следует думать своей головой и других не держать за дураков без достаточных на то оснований. Следить за своим языком и стараться не опережать события, чтобы потом не выглядеть смешными.
Возвращаясь к началу, отмечу, что "Траурный марш марионеток" Гуно звучал в заставке к каждой серии фильма "Альфред Хичкок представляет": под эту музыку на экране появлялся профиль Хичкока. А затем начинался, собственно, сам "ужастик".