РИГА, 15 ноя — Sputnik, Владимир Дорофеев. Торжественно открытый накануне Cеверный терминал рижского аэропорта пока пустует. Нет, рейсы оттуда отправляются уже две недели, и сам терминал работает в штатном режиме, но вот пассажиров пока маловато. А те, что есть, теряются в светлых и просторных коридорах и галереях.
В приоритете — скорость
"Главное достоинство нового терминала — продуманные технические коммуникации, – рассказывает Sputnik начальник отдела по связям с общественностью аэропорта Риги Лаура Карниете. – У этого терминала 19 гейтов, включая три воздушных коридора, по которым пассажиры могут перейти из здания аэропорта прямо в самолет".
В ходе импровизированной экскурсии мы подходим к огромному обзорному стеклу, у которого малыш плющит нос, рассматривая "железных птиц". До самолета хорошо если тридцать метров — некоторые перекрестки больше.
Транзит как насущная необходимость
Глядя на пустые коридоры, пока трудно представить, что в ближайшем будущем, после реконструкции одного из старых помещений, в аэропорту появятся SPA-салоны для бизнес-класса. К 2022 году воздушный хаб планируют присоединить к системе Rail Baltic, и тогда, помимо железнодорожной станции, в рижском аэропорту наконец появится собственная гостиница для транзитных пассажиров.
"Роль транзита для маленькой страны трудно переоценить, – рассказывает Карниете. – Сейчас у нас 24 % транзитных пассажиров, а благодаря этому терминалу мы планируем в ближайшее время поднять их число до 30 %. Нас, латвийцев, всего 2 миллиона, и сотни тысяч наших сограждан никогда не летали самолетом и никогда не полетят. И даже если полетит каждый — для современного аэропорта это мало. Поэтому надо, чтобы через нас было удобно летать иностранцам".
"Этот терминал и рассчитан на пассажиров нешенгенской зоны, – поясняет Лаура Карните, показывая прозрачные коридоры. – На тех, кто улетает в нешенгенскую зону, и на тех, кто прилетел из нешенгенской зоны и улетает также в нешенгенскую зону. Сегодня у нас связь с тремя странами нешенгенской зоны: Россия, США и Узбекистан. Причем есть и транзитные рейсы — когда пассажир, пересаживаясь из самолета в самолет, из транзитной зоны и не выходит".
Для ловли террористов и Wi-Fi
Особая гордость работников аэропорта – стеклянные галереи, идущие вдоль стеклянных же стен. Внутри кафе и магазины шенгенской зоны. По краям галереи, по которым пассажиры нешенгенской зоны переходят от одного гейта к другому. У них тоже есть кафе и магазины — но меньше. Архитектурные конструкции не только красивы, но и хорошо продуманы — предусмотрен дополнительный контроль с терминалами металлодетекторов и постами поиска взрывчатки. Впрочем, оценить это могут не все — в отличие от просторных кафе и суши-бара.
Гуляя вдоль новых современных интерьеров, корреспондент Sputnik сразу обратил внимание на столики с розетками. Сегодняшние перегруженные девайсами туристы испытывают почти патологическую зависимость от обыкновенных электрических розеток и сетей Wi-Fi. Надо ли говорить, что в рижском аэропорту поймать Wi-Fi гораздо проще, чем во многих европейских хабах. Теперь и с розетками стало лучше.
Возле стеклянной стены две блондинки фотографируют друг друга на фоне самолетов. Одна шлет в камеру воздушные поцелуи, не скрывая восторга, другая, будто случайно, оборачивается через плечо. Обе снимаются на фоне летного поля, за которым виднеется старый терминал — с гейтами А и В. По плану они остаются только для шенгенской зоны.
С надеждой на Восток
"Сегодня самое "узкое" место в аэропорту — это сheсk-in и багажное отделение, – объясняет Карниете. – В будущем мы разведем потоки, а пока все вместе. Собственно, и проходить к новому терминалу нужно через старую систему контроля безопасности. А пока начало нового терминала там, где раньше были гейты бизнес-класса".
Двухэтажное здание нового терминала пока выглядит незаполненным — основной поток туристов в нашей стране летом. Слякотной осенью пассажиров в аэропорту всегда меньше, а теперь они еще и разбредаются по двум терминалам вместо одного. Причем в старом пассажиров все равно больше.
"Технически мы уже готовы принять около 7 миллионов пассажиров за год, – задумчиво говорит Лаура Карниете. – Сможем и 10 миллионов. Но зависит это не только от нас, но и от политиков. Сегодня мы возлагаем очень большие надежды на Китай. На европейско-китайском форуме "16+1" мы получили весьма позитивные сигналы и надеемся на сотрудничество. Но нас интересует не только Китай, а вся Азия. Чем больше через Ригу будет рейсов, тем лучше — и прямых, и транзитных. В общем, впереди большой фронт работы".