РИГА, 1 ноя — Sputnik, Евгений Лешковский. Наступает пик покупок меда — погода промозглая, и народ согревается полезным натурпродуктом. Но всегда ли полезным? Председатель правления Латвийского общества пчеловодов Арманд Краузе рассказал Sputnik — "правильный" мед продается на рынках или в специализированных магазинах, а в больших торговых сетях велик шанс под видом меда купить непонятно что.
Такой парадокс: на полках супермаркетов меда стало больше, а пчеловоды говорят, что летом был плохой сезон. Погода сильно подвела – было довольно холодно и слишком часто шли дожди. Пчелы для себя нектар собрали и мед сделали, а вот хозяев обделили. Мало собрали и самого популярного в "сезон простуд" липового меда. При этом в магазинах его навалом. Аномалия, однако.
"С липовым медом все непросто, — говорит Краузе. — Стопроцентно липового меда почти не бывает. Прекрасно, если в меде 60-70% липы, а обычно – не более 25%. Каждый год липовый мед пчелы собирать не могут. Липа, растущая на хуторе или в лесу, выделяет нектар в достаточном количестве раз в три года, а то и раз в пять — в зависимости от температуры воздуха и почвы. Это в больших городах, где температура всегда выше, липы каждый год выделяют нектар, но мало кто ставит ульи, например, в Риге".
А не вреден ли тогда липовый мед, который пчелы принесли "на лапках" из городов, насыщенных химией и выхлопами машин? Краузе успокаивает: пчеловоды делали подробные анализы городского липового меда и ничего опасного не нашли.
По словам собеседника Sputnik, в большинстве стран Европы самым лучшим медом считается именно городской. Так, в Брюсселе существует даже Ассоциация городских пасечников, а в Дании почти три четверти меда составляет городской. В то же время мед с полей в ЕС не всегда считается качественным. Ведь те самые поля обрабатывают сильнейшей химией — пестицидами и прочим, да и особого разнотравья нет – сплошь рапс да зерновые. Словом, все в Европе теперь наоборот.
Деликатес по 15 евро за кило
"Чистый липовый мед — горьковатый и с привкусом ментола", — замечает Арманд.
По его словам, многие этого не знают, покупают дорогой продукт и жалуются пасечнику, мол, ты какую-то химию добавляешь, может, от моющих веществ с запахом ментола не прополоскал посуду, где мед хранил?!
"У меня такие случаи бывали", — смеется опытный пчеловод.
И чистый гречишный мед в Латвии редкость. Если мед обычного золотистого цвета, значит, гречихи в нем мало. Чистый гречишный — чуть ли не черного цвета.
Совсем немного пчеловодов специализируется на монофлерном меде — из нектара растений с преобладанием (не менее 30%) какого-либо одного вида. Такой пасечник должен постоянно держать руку на пульсе: как только где-то что-то одно зацвело (много одуванчиков, гречихи или донника), надо ставить ульи на прицеп и везти их к выбранному месту. Чтобы собрать там достаточно меда, надо поставить 15-20 ульев с чистыми рамками, а те, которые даже частично заполнены другим, сменить. С этим много возни.
Логично, что цена монофлерного деликатесного меда выше, чем обычного, — до 15 евро за килограмм. Она отпугивает рядового покупателя. Народ привык разве что к высокой цене на вересковый мед, который считается лучшим из лучших. Но в Латвии и его все меньше, поскольку иностранцы, как правило, скупают его напрямую у пасечников – крупными партиями.
С одного улья опытный пчеловод получает 30-40 килограммов меда в год. Это немало. При этом обычная для Латвии пасека — 200-300 ульев, а попадаются и такие, где есть и 500, и даже тысяча. И иностранцы мед у наших пасечников покупают тоннами.
Какой-то фиксированной цены на мед нет. Пчеловодство стоит особняком от других отраслей сельского хозяйства. В Латвии около 70% меда продается методом прямой торговли. И мировой рынок не диктует нам цен на мед — пчеловоды сами решают, за сколько его продавать. Есть те, кто продает мед бочками на экспорт, и он стоит дешевле — около 3 евро за кило. А средняя цена сейчас — 5-7 евро за килограмм обычного меда.
В супермаркет за медом не ходят
По мнению Краузе, в супермаркеты за медом ходят не самые взыскательные люди. Да, в больших магазинах иногда попадается мед от местных пчеловодов, но важно знать — основная масса пасечников предпочитает торговать напрямую.
"В супермаркетах важно внимательно изучить информацию на банках. Если мед местного производителя, то указаны фамилия пасечника, адрес и даже мобильный телефон, — говорит Арманд. – Но когда на банке написано: мед "из Литвы", "из Польши" или "произведен в ЕС" — брать не стоит. Велик шанс, что мед лишь разлили в банки в ЕС, а доставили его из Китая, где продукт стоит очень дешево".
В Китае разнообразные растения цветут круглый год, и мед собирают тоннами. При этом в Поднебесной почти все поля, где пчелы собирают нектар, обрабатывают сильнейшей химией. Поэтому часто китайский мед — с характерным медикаментозным привкусом.
Еще правило. Качественный мед начинает кристаллизоваться — "засахариваться" — на третий-четвертый месяц. К Новому году хороший мед почти весь такой. А в супермаркетах даже в конце зимы мед весь жиденький-красивенький – и совершенно бесполезный. Вряд ли местные пчеловоды будут туда сдавать, скажем, дорогой гречишный мед, который можно аккуратно нагреть до 45 градусов, чтобы он оставался жидким и не терял при этом полезных качеств.
"Хотите купить хороший мед — идите на рынок, — советует Арманд Краузе. — Пусть и заплатите чуть больше, зато продукт получите качественный".