В связи с недавней либерализацией рынка газа в нашей стране особый интерес к LNG (liquefied natural gas, сжиженный природный газ), который обычно доставляют кораблями. В конце концов, разве нет у нас портов? Как же Латвии начать выгодную торговлю газом, которая теперь прописана законом?
За инструкциями корреспондент Sputnik Владимир Дорофеев обратился к Юрису Попилсу, консультанту британской компании CS LNG, которая занимается поставками LNG. Эксперт участвовал в нефтегазовой конференции, прошедшей в Риге на минувшей неделе.
- Какова вероятность строительства в Латвии LNG-терминала для торговли газом?
— Очень низкая, если честно. Я на эту тему много раз говорил и с министром экономики, и с премьер-министром Латвии, и с другими заинтересованными лицами. Дело в том, что сам по себе терминал построить можно, и для этого полно мест. Но газ это не уголь и древесина, его нельзя просто положить в порту на землю, где он будет ждать покупателя. Газу нужно хранилище. А хранилище для LNG очень дорогое. Тысяча кубометров стоит примерно один миллион евро. Страны, для которых торговля сжиженным газом очень актуальна, строят хранилища, например, по 168 тысяч кубов. Такое хранилище как раз и стоит 168 миллионов евро. Как вы считаете, готова Латвия к таким расходам?
- Но вы же рекламируете LNG?
- Ну а почему же сухопутные пользователи газа не могут пользоваться этим терминалом?
— Почему не могут? Могут! Только как они его будут транспортировать до места потребления, и где на этом месте будут держать? Проблема, на самом деле, та же — необходимо хранилище газа, из которого клиентам удобно забирать газ.
- А чем плохо Инчукалнское газохранилище?
— Оно просто великолепно! Чтобы это понять, надо представить, какие деньги были вложены в его постройку и какие деньги вынуждены тратить страны, не имеющие такого хранилища. Но есть три проблемы — техническая, финансовая и, скажем так, юридическая.
- В чем заключается техническая?
— В том, что теоретически можно построить в латвийском порту терминал и отправить газ по трубам в газохранилище. Этим проектом интересовались многие порты Латвии. Я смотрел порты и Лиепаи, и Вентспилса… Газовые трубы, ведущие к порту, там надо переделывать — они не того диаметра, но это малая часть проблемы. Настоящая проблема в том, что трубы, ведущие от терминала до газохранилища, должны идти по свободному от застройки участку в 150 метров в обе стороны от трубы. Такого свободного участка в Латвии просто нет. Выкупать землю у частников затратно. Если смотреть на эту проблему, то выгоднее всего такой порт строить не в Лиепае и не в Вентспилсе, а в ближайшем порту к газохранилищу, то есть в Скулте. И оттуда вести трубу и выкупать территории частников, попадающиеся по дороге. Но это только часть проблемы, и далеко не самая главная.
- Самая большая преграда это финансы?
- Так какая же это либерализация?
— Ну когда есть как минимум две точки поставки газа, и начинается либерализация. Можно поступить, как в Литве, и расходы на строительство терминала переложить на конечных потребителей. Но латвийским бизнесменам, рассматривающим возможность строительства газового терминала, эта идея не нравится. Как латыш, вполне понимаю их резоны.
- Хорошо, вернемся к инвесторам. Им интересен такой проект в принципе?
— Такой проект сегодня не очень интересен поставщикам газа. Понимаете, газ сегодня стоит дешево, и поставщики вообще не заинтересованы в долгосрочном контракте. Вот пройдет год, два, пять… Цена газа вернется на высокий уровень, и тогда им это будет гораздо интереснее. Сегодня придется заключать долгосрочный контракт на цену выше рыночной, и обе стороны будут считать себя обманутыми. Соответственно, такой контракт сегодня малореален.
Кроме того, будем честны, рынок газа в Латвии крошечный — мы как рынок просто неинтересны поставщикам газа. Все инвесторы, поглядев на карту и на наши объемы потребления, предлагают сотрудничать с Клайпедой, где такой терминал уже есть. Зачем вкладывать деньги в конкурента уже существующего терминала на таком крошечном рынке? Это все равно что строить вторую заправку в деревне, где пять машин. Риск, что такое строительство не отобьется, слишком велик.
- А в чем заключается третья, юридическая проблема?
— Это, в общем, тоже техническая проблема, но до сих пор она была абсолютно непреодолима. Дело в том, что LNG имеет большую калорийность, чем природный газ, хранящийся в Инчукалнсе. Грубо говоря, это как 92-й и 98-й бензин. Их можно смешивать, но кто-то должен заплатить за разницу в калориях. И, конечно, никто платить не хочет. Это самая главная проблема газовиков Литвы и Латвии.
- Latvenergo собиралось несколько раз купить у литовцев газ, и все время сделка срывалась. Причина срыва в этом?
— Да, видите ли, в масштабах Латвии Latvenergo сегодня самый крупный игрок на газовом рынке. Именно поэтому они и хотели заниматься строительством газового терминала в Латвии. Европа готова софинансировать 25% строительства газового терминала, если строить будет фирма, никак не связанная с "Газпромом". Соответственно, в таких условиях терминал не могут строить ни Latvijas Gāze, ни Itera Latvija — что лично мне видится огромной стратегической ошибкой Европы, поскольку только у них и есть необходимые мощности. Кто остается? Latvenergo.
Но это в пределах Латвии они самый большой потребитель. В мире LNG они потребитель крошечный — меньше, чем никто. Они просто не понимают правил игры. Сейчас же они потребляют как? Открыли кран, сожгли какой-то объем газа, по факту заплатили. А чтоб получить небольшой объем LNG, скажем, 10 тысяч кубов, они должны внести предоплату, страховой взнос, и только потом получить газ.
Совсем другие правила. Не хочу их ругать, они молодцы, и особенно молодцы в том, что не захотели вешать расходы на строительство на конечных потребителей. Однако их объемы потребления мизерны для того, чтобы строить терминал с хранилищем или вести трубы к Инчукалнсу.
- Но разве литовцы не получили самую низкую цену в Балтии на российский газ — благодаря тому что построили LNG-терминал?
— Получили, да. Только именно тогда произошел скачок цен, и цена на российский газ в Литве совсем не самая низкая на российский газ в Европе. В Балтии — да, самая низкая. Правда, все стали платить меньше, у всех цена стала ниже. А разница между ценами на газ в Латвии и Литве очень незначительна, и строительство терминала оправдает нескоро. А платят за него сегодня в Литве простые потребители.
- Кто сегодня в Латвии может потреблять LNG?
— Сегодня только тот, у кого есть его хранилище. То есть никто.
- Кому принципиально интересен LNG?
— Только тем, кто может закупать сразу большие объемы и имеет место для их хранения. И пока Латвия с Литвой не договорится о хранении газа, опять-таки — никто.
- Какой газ дешевле?
— Российский, хранящийся в Инчукалнсе. Но для бункеровки (заправки) кораблей он не подходит. Корабли используют сжиженный газ, с более высокой калорийностью. Поэтому, с моей точки зрения, небольшой терминал портовой державе все-таки нужен.