Против ветра: уникальная блесна латвийского изобретателя

© Sputnik / Sergey MelkonovИзобретатель Юденко Владимир Антонович
Изобретатель Юденко Владимир Антонович - Sputnik Латвия
У рижанина Владимира Юденко 17 патентов и авторских свидетельств на самые разные изобретения. На днях он отметил свое 70-летие и пообщался с корреспондентом Sputnik

РИГА, 25 окт — Sputnik, Евгений Лешковский. На днях исполнилось 70 лет рижанину Владимиру Юденко — человеку, большая часть изобретений которого в области авиации до сих пор засекречена.

Семидесятилетие Владимир Юденко отметил в кругу лучших друзей и коллег — участников созданного им же Латвийского клуба интеллектуалов. Организация объединяет самых разных людей, даже местные академики считают за честь вступить в нее. Состоят в клубе, конечно, и изобретатели. 

На юбилее Владимир Антонович угощал всех щучьими котлетами – из рыбы, пойманной на самодельную блесну, уникальную и запатентованную много лет назад.

© Sputnik / Sergey MelkonovБлесна изобретателя Юденко Владимира Антоновича
Блесна изобретателя Юденко Владимира Антоновича - Sputnik Латвия
Блесна изобретателя Юденко Владимира Антоновича

"В Киш-озере, на берегу которого я живу, непросто поймать что-то достойное, — отмечает Юденко. — Но у меня конкурентов нет!"

Действующий учебно-разрезной полноприводный автомобиль Малнавского колледжа, для обучения автомехаников - Sputnik Латвия
Фото
Minox-2016: изобретатели показали свои разработки в Риге
Все дело, оказывается, в блесне. Свои чудо-блесны изобретатель делает из мельхиора прямо у себя на кухне — нередко под заказ, бывало, даже из Москвы. Вырезает из листа характерную форму "рыбки", изгибает, шлифует, утяжеляет. И блесна начинает работать прямо в воздухе – даже против ветра легко летит в воду, а потом прекрасно там плавает, приманивая крупных щук.

Своим учителем в этом деле Владимир Юденко считает легендарного советского рыбака Леонида Желтоножского с Брянщины. С "дядей Леней" дружил его отец – жили рядом и рыбачили в Десне. Желтоножский испытывал блесны, которые делал один его приятель. А поучиться рыбачить приезжали к нему со всего Союза.

"Он мне подарил одну блесну, а я потом усовершенствовал ее и запатентовал", — вспоминает Владимир Юденко.

"Жигули" с глушителем-невидимкой

К слову, много лет к дому у озера он подъезжал на автомобиле с глушителем, тоже собственного изобретения. В соавторстве с инженером Александром Ефимиком они разработали и запатентовали в 2000-х годах три типа глушителей. Один из них был размером с небольшую плитку шоколада и располагался… внутри выхлопной трубы.

© Sputnik / Sergey MelkonovОзеро
Озеро  - Sputnik Латвия
Озеро

Изобретатель приехал однажды на техосмотр, и первый вопрос, который он услышал, был такой: трубу вижу, а где глушитель? В сервисе не поверили, что весь глушитель в трубе поместился.

"Тогда говорю: а вы измерьте показатели выхлопных газов. Те оказались не просто ниже нормы, но вообще минимальны. Работник сервиса на меня смотрел ошарашенно: и что мне писать в документах? Как что? Все в норме! Глушитель еще и работу двигателя улучшал, повышая его мощность. Он за счет особого эффекта превосходно отсасывал из двигателя остатки грязи от сгоревшего топлива", — рассказывает Sputnik изобретатель.

Но блесна и глушители для Владимира Антоновича – это так, изобретения, чтобы "мозги не застаивались". Кстати, блесну он спроектировал с учетом всех законов аэродинамики, принятых в самолетостроении. Последнее место службы Владимира Юденко было в легендарном рижском Авиационном училище имени Алксниса, где он работал в качестве старшего радиоинженера центральной лаборатории.

© Sputnik / Sergey MelkonovПатенты на изобретения изобретателя Юденко Владимира Антоновича
Патенты на изобретения изобретателя Юденко Владимира Антоновича - Sputnik Латвия
Патенты на изобретения изобретателя Юденко Владимира Антоновича

Самолет-невидимка

У Владимира Антоновича 17 патентов и авторских свидетельств на самые разные изобретения, почти все — в области радиоэлектроники и авиации. Юденко закончил на отлично школу радиомехаников в Могилеве-Подольском, потом служил в Ахтубинске (в советские годы "авиационную столицу России" называли Владимировкой).

Там он стал начальником радиомаяка: РСБН-2, РСБН-4 – это радиотехническая система ближней навигации. Потом Владимир Антонович получил высшее радиотехническое образование и был направлен в училище имени Алксниса, откуда на время летной практики ненадолго попал аж в Челябинск.

Изобретатель раскрывает первое попавшее по руку авторское свидетельство — в области боевой авиации: 1980 год, "Устройство для огибания рельефа".

Рыбак на озере - Sputnik Латвия
Латвийский рыбак удивил Швецию рекордным уловом
"Подобное устройство существовало, но я предложил его усовершенствовать. Обычно это огромная стальная коробка: локатор направляет сигнал, получает отраженный от поверхности — и создается "картинка" рельефа местности", — объясняет Юденко.

Но, по его словам, сигнал направлялся вперед на сотню километров – и тут же противник видел его и слышал.

"А я предложил направлять только один луч, причем километров на пять и под углом вниз, что безопасней: так самолет меньше виден врагу. Мое устройство – крошечная коробочка, подключавшаяся к уже стоявшему на самолете радиовысотомеру", — уточняет Юденко.

Когда в небе молнии не страшны

А вот предмет гордости Владимира Антоновича — авторское свидетельство на изобретение устройства для защиты самолетов от ударов молний. Только на папке, которую мне показали, названия не было. Был лишь короткий номер 315***. Это секретное изобретение.

"Свидетельство выдали в 1990-м, уже перед самым развалом Союза. Не знаю, стали ли применять устройство уже в новом мире… А оно очень важное, ведь, когда молния попадает в самолет, в лучшем случае отключается все навигационное оборудование", — подчеркивает изобретатель.

© Sputnik / Sergey MelkonovИзобретатель Юденко Владимир Антонович
Изобретатель Юденко Владимир Антонович - Sputnik Латвия
Изобретатель Юденко Владимир Антонович

Тремя годами ранее было изобретение в соавторстве с генералом Ростиславом Виноградовым — профессором, заместителем училища по науке. Они разработали геолокатор, который "видит" под землей на глубине больше метра. А это совсем немало — для боевого самолета, летящего на обычной скорости и без задержки сканирующего землю.

"Хоть сейчас его в Сирии используй, чтобы видеть закопанные танки противника, хоть ставь на новый марсолет — для поисков воды под грунтом Красной планеты. Если надо, я, тихий пенсионер, готов в любой момент отложить спиннинг и служить уже на благо всемирной космонавтики!" — смеется Владимир Антонович.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社简化中文Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社繁體中文Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский