В Литве в воскресенье завершился второй тур парламентских выборов. С учетом того, что Литва — парламентско-президентская республика, это мероприятие имеет как минимум не меньшее, если не большее значение, чем выборы президента. Распределение голосов между основными политическими силами — зрелище одновременно поучительное и душераздирающее, отмечает президент Центра системного анализа и прогнозирования и обозреватель МИА "Россия сегодня" Ростислав Ищенко.
Из восьми партий, присутствовавших в предыдущем составе Сейма, семь смогли провести своих представителей в новый состав. Провал популистского "Пути мужества", имевшего семь представителей по результатам выборов 2012 года и не получившего ни одного мандата в 2016 году, тоже закономерен. Такие истории (яркий успех и немедленное разочарование/забвение) с завидной регулярностью происходят с популистскими партиями в самых разных странах.
Вместо выбывшего "Пути мужества" по одному мажоритарию смогли провести "Антикоррупционная коалиция", "Зеленая партия" и "Литовский лист". Впрочем, никакого влияния на литовскую политику эта рокировка не окажет.
А вот распределение депутатских мандатов среди остальных партий должно было бы навести литовских политиков на серьёзные размышления о необходимости круто менять курс государства. Но вряд ли это произойдёт.
Расклад сил
Итак, что мы имеем?
По данным ЦИК Литвы — полный провал правящей коалиции.
Социал-демократическая партия Литвы — более чем двукратное падение (17 мандатов вместо 38). "Порядок и справедливость" (5 вместо 11). Партия труда, имевшая по результатам выборов 2012 года 29 мандатов, в 2016 году смогла провести в парламент лишь двух мажоритариев.
Из находившихся в оппозиции партий предыдущего состава Сейма укрепило позиции "Движение либералов" (14 мандатов вместо 10) и практически не изменился результат правых консерваторов — "Союз Отечества — Литовские христианские демократы" получил 31 мандат вместо 33.
А вот Союз крестьян и зеленых продемонстрировал невиданный успех.
На предшествовавших выборах партия Казимиры Прунскене двигалась по нисходящей: 10 мандатов в 2004 году, 3 мандата в 2008 году и один мандат в 2012 году. Тем неожиданнее стала оглушительная победа партии в 2016 году. На прошедших выборах Союз крестьян и зеленых официально собрал 54 мандата — 19 по партийному списку и 35 (половину от общего числа) в мажоритарных округах. Ещё два мажоритария баллотировались как самовыдвиженцы. Так что в конечном итоге партия должна контролировать 56 мест в парламенте, при том что большинство составляет 71 мандат.
Кто с кем может подружиться
Как видим, у Союза крестьян и зеленых широкое пространство для маневра. Устойчивую коалицию формально можно составить и с консерваторами из Союза Отечества (87 мандатов на двоих), и с "Социал-демократами" (73 мандата). 70 мандатов даёт союз с либералами, к которому для получения большинства необходимо привлечь любую из прошедших в парламент партий или хотя бы одного независимого мажоритарщика. Возможна и коалиция с партиями, получившими 8 и менее мандатов. Максимальный мобилизационный потенциал такой коалиции — 76 голосов.
Каждый из вариантов имеет свои издержки. Если строить коалицию с парламентской мелочью, то придётся удовлетворять слишком большое количество желаний.
Причем имеющая 8 мандатов "Избирательная акция поляков Литвы" будет обладать в такой коалиции золотой акцией. Да и с остальными союзниками придётся договариваться по каждому принципиальному голосованию. То есть такая коалиция будет принципиально неустойчивой.
Аналогичные проблемы могут ожидать и коалицию с либералами. Во-первых, улучшив свои показатели в полтора раза по сравнению с 2012 годом, либералы будут стремиться к дальнейшему прогрессу, в том числе и за счёт интересов партнеров по коалиции. Во-вторых, для получения 71 мандата коалиции понадобится третий участник. У которого тоже возникнут свои пожелания.
Таким образом, такая тройственная коалиция, будучи формально несколько устойчивее, чем многопартийная, все равно будет страдать теми же болезнями, хоть и в меньшей степени.
Оставшиеся два варианта должны быть достаточно устойчивыми. Но и здесь есть подводные камни. Коалиция с социал-демократами нежелательна потому, что избиратели только что отказали им в доверии, фактически передав свои голоса Союзу крестьян и зеленых. На этом фоне союз бывшей оппозиции с бывшей властью будет воспринят как предательство.
Коалиция с правыми консерваторами была бы более естественной. Даже партийные программы дополняют друг друга. Если Союз крестьян и зеленых принципиально концентрируется исключительно на экономических проблемах, то Союз Отечества — в дополнение к экономике — озабочен также проблемой интеграции этнических меньшинств в литовское культурное пространство. Причем также выступает за подведение под интеграционную идею серьезной экономической и административной базы, расширив права местных общин и организовав специальные экономические зоны в районах компактного проживания польского и русского меньшинств.
В результате личный конфликт быстро стал политическим, мелкие тактические разногласия борцов за независимость Литвы от СССР Ландсбергиса и Прунскене приняли гомерический характер, так что последнюю с подачи первого даже обвиняли в работе на КГБ и пытались навсегда выдавить из политики.
В принципе, уже и Ландсбергис ушел из активной политики, и Прунскене из-за проблем со здоровьем не в состоянии практически осуществлять руководство партией. Однако не факт, что последствия данного конфликта, в ходе которого формировалось действующее поколение литовских политиков, окажутся легко преодолимы.
Куда идет страна
В целом же, переходя от технической к политической части проблемы последних литовских выборов, можно сказать, что взлет Союза крестьян и зеленых на фоне глубокого провала коалиции, сформированной в 2012 году, свидетельствует, что граждане Литвы испытывают отчаянное неудовлетворение результатами коалиционной политики. Причем речь идет именно об экономических результатах.
Проблема, однако, заключается в том, что экономическое положение Литвы неразрывно связано с проводимым жестким антироссийским внешнеполитическим курсом. Разрушение национальной экономики, обнищание и сокращение населения связаны с разрывом экономических связей с Россией. Планировавшаяся переориентация на европейские рынки не произошла.
Жители Балтии в более мягком (растянутом во времени) варианте переживают те же экономические проблемы, которые уже практически уничтожили Украину.
При этом в Литве, как и во всей Балтии, политическое пространство давно и надежно зачищено от любой альтернативы "европейскому выбору". Поэтому, как ни меняются правящие коалиции, стратегический курс государства, ведущий Литву в пропасть, остается тем же. Меняются только скорость движения и "музыкальное сопровождение". Вектор неизменен. Не изменится он и после прошедших выборов.