Эксперты о канале через Балтийскую косу: политика и никакой экономики

Подписаться
Эксперты прокомментировали идею польских властей по строительству морского канала через Балтийскую косу

Лидер правящей в Польше партии "Право и справедливость", экс-премьер Ярослав Качиньский заявил, что Польша окончательно преодолеет зависимость от России благодаря строительству морского канала через Балтийскую косу, который соединит польский город-порт Эльблонг с Балтийским морем.

Эксперты, опрошенные Sputnik Polska, разбираются, есть ли у этого проекта смысл, помимо пропагандистского, или же он принесет лишь вред.

Вислинский залив закрыт от Балтики косой; северная часть принадлежит России, остальное – Польше. Режим прохода регулируется специальным контрактом на навигационные права на выгодных условиях, заключенным между Варшавой и Москвой. Это и дает повод Качиньскому и его однопартийцам заявлять о "зависимости от России".

Строительство нового канала протяженностью 1,3 км и глубиной 5 м будет стоить около 880 млн злотых (220 млн долларов).

Как отмечают эксперты, технически это сделать не так сложно, поскольку наибольшая ширина Балтийской косы составляет 7–8 км. Но вопрос о канале поднимался на щит, как правило, при возникновении политических или коммерческих трений – особенно до принятия соглашения, предоставляющего облегченный режим выхода в Балтику для польских и русских судов.

Хотя авторы проекта настаивают, что прямой выход в Балтийское море перенаправит основной грузопоток в обход российской Калининградской области, российские и польские бизнесмены и транспортники на местах — в  Калининграде и Варминско-Мазурском и Поморском воеводствах — заявляют, что экономические выгоды от этой авантюры сомнительны.

"В решении прорыть канал 95 процентов политики. Никакой экономики", – подчеркнул депутат Госдумы РФ Андрей Колесник, бывший председатель совета директоров Калининградского морского торгового порта.

"Прорыть через Вислинскую  косу канал — безумная затея. На 90%, а то и все 100%  – это  решение политическое. Никакой экономики в этом нет. Во-первых, канал будет стоить денег. И немалых. Во-вторых, содержание канала – удовольствие дорогое. За все это в виде различных сборов будут платить судовладельцы. Разумеется, дополнительные тарифы сделают поставки в порт Эльблонга еще менее привлекательными, чем в порты Гданьск и Гдыня.

Канал может нарушить экологическую обстановку, принести вред не только Висленскому заливу, но и Гданьскому. Это единая экосистема. Такие решения, которые не учитывают ни экономическую, ни экологическую составляющую, а основаны только на политическом решении, не имеют будущего", — считает парламентарий.

Отметим, что авторы проекта при поддержке официальной Варшавы рассчитывали на финансовую помощь от руководства Евросоюза. Однако таковой не последовало из-за протестов экологов. Как считают во Всемирном фонде дикой природы (WWF), проект "негативно повлияет на возможность достижения целей ключевых экологических директив Европейского союза".

Об угрозе состоянию уникального природного объекта рассказал руководитель калининградского регионального отделения экологической организации "Зеленый фронт" Олег Иванов.

"Экологи из разных стран подчеркивали много раз, что реализация подобного проекта приведет к негативным последствиям для окружающей среды. При принятии такого решения необходимо было учесть мнение экологов, в том числе польских, которые выражают серьезное беспокойство по поводу строительства канала и не поддерживают идею этого проекта. Природу не обманешь. Не случайно и ЕС отказался участвовать в этом начинании.

Можно долго гадать, что произойдет с косой, станет ли Балтика активнее наступать на берега, но одно знаю точно: при появлении еще одного пролива с морем вода в Вислинском заливе изменит коэффициент солености, – добавил эксперт и предупредил: – А значит, изменится и экобаланс водоема и рыба может "эмигрировать" в Балтику. В результате может резко сократиться рыбацкий промысел".

Кроме того, коса – место остановки птиц во время миграции, здесь произрастает порядка 20 видов растений, занесенных в Красную книгу.

Получается, что Польша с подачи правящей партии собирается рыть экономически нерентабельный и экологически опасный канал исключительно "назло России".

Лента новостей
0