РИГА, 10 окт — Sputnik, Евгений Лешковский. В Латвии немало поисковых организаций: одни ищут останки павших бойцов, чтобы их перезахоронить; в поле зрения других – разные предметы, связанные с историей двух мировых войн. Но организация "Орден" заметно выделяется на их фоне.
Теперь на ее счету еще и "свой" памятник – Николаю Гумилеву, который недавно установили в Латгалии, на берегу речки Дубна – притока Даугавы, в Ницгальской волости. В латышских СМИ новость об открытии памятника культовому русскому поэту Серебряного века словно не заметили, только в русских газетах рассказали — да и то совсем немногие.
По следам гусар летучих
Недавно в "Ордене" подвели итоги большого "поискового цикла". На голом энтузиазме, под руководством главы "Ордена" Константина Буглова поисковики организовали работу на берегу Даугавы – в окопах, в нескольких десятках километров от Даугавпилса. Потом выяснили, что окопы вырыли еще в годы Первой мировой и, как оказалось, там воевал в 1916-м прапорщик Николай Гумилев – тот самый поэт-акмеист, муж Анны Ахматовой.
После этого вышли на поместье "Арендоль" ("Арендоле") на берегу речки Дубна. Узнали из архивов, что в годы войны оно называлось "Рендоль", а вскоре познакомились и с его владельцем Арвидсом Турлайсом, который, оказывается, тоже раскручивал историю, связанную с Гумилевым.
Они решили объединить силы и, возможно, даже поставить памятник поэту, который служил в 5-м Александрийском Ея Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полку – "черных гусар". Этот полк был расквартирован в поместье. И Гумилев даже читал стихи на балконе двухэтажного дома…
Арвидс нашел в одном карьере огромный камень "под памятник", доставил его к поместью, а участник отдела реконструкции "Ордена" Айвар Аболиньш познакомился с армянским меценатом из Петербурга Грачьей Погосяном, который согласился помочь – и сам договорился об изготовлении памятной доски с барельефом Николая Гумилева. К слову, такую же доску потом открыли и в Царском Селе.
"В том, что такой памятник появился, заслуга именно Айвара, — говорит Константин Буглов. – А о том, что в упомянутых окопах на берегу Даугавы служили солдаты царской армии, мы знали и раньше: регулярно находили предметы амуниции, в том числе – "черных гусар". Отличительным знаком была адамова голова – череп с костями — на разных элементах их формы. Подчеркну, это символ не смерти, а бессмертия. Такой гусарский бессмертный полк".
Сотня павших бойцов
А теперь – новость, которая уже напрямую связана именно с поисковой деятельностью "Ордена". Недавно в Елгавском районе, на Тирельских болотах, Владислав Чистяков, член этой организации, нашел останки более 120 бойцов. Причем обнаружил их в том месте, где, казалось, нового ничего уже не найти.
"В выходной меня словно какая-то сила потянула пройтись по Пулеметной горке, — вспоминает Владислав. — С собой, просто по привычке, взял щуп — полутораметровый металлический штырь. Гуляю там и вдруг вижу странную полянку: вокруг густой лес, а там словно вычищено все. Воткнул щуп — и тот ушел глубоко и легко. А ведь, когда земля некопанная, щуп не уходит так легко, а упирается в корни и ветки. Интересно!".
Владислав копнул лопаткой сантиметров на тридцать, еще… И примерно на глубине в полметра обнаружил солдатский сапог и кости. Поисковик проверил щупом землю еще в разных местах – и везде было одно и тоже: кости. В стороне он "нащупал" останки лошади.
Владислав вместе с товарищами получил все разрешения на проведение раскопок — в Комитете братских кладбищ, у Латвийских государственных лесов. И вскоре на месте трудились уже около ста добровольцев, в том числе из организации Талиса Эшмитса "Легенда".
"Солдат, останки которых подняли на поверхность, хоронили в январе 1917-го прямо в окопах. Там и немцы есть, и бойцы царской армии — мы нашли православные кресты, иконки-складни, — рассказывает Константин Буглов. — Работать нам пришлось долго. Самая большая яма была метра три: оттуда подняли останки поручика (это узнали по элементам формы) — латышского стрелка, воевавшего в составе 151-го пехотного Пятигорского полка 38-й пехотной дивизии. И мы убеждены, что далеко не все останки нашли, поэтому в будущем году проведем там еще работы".
Завтра в Латвии была война
Кроме того, "Орден" готовится реконструировать бои в Латгалии — между черными гусарами и немцами. Аболиньш уже ведет переговоры с единомышленниками из Самары, где базируется клуб "черных гусар". До Первой мировой 5-й Александрийский полк базировался именно там, но большинство боевых действий, в которых участвовал, было в наших краях.
"Россияне планируют приехать, чтобы устроить реконструкцию сражений, причем — на конях. Неподалеку, тоже в Латгалии, есть конная база, с которой обо всем договорились. Самарские гусары привезут форму (точная реконструкция!), мы – тоже, найдем и "немцев". А потом в "Арендоле" планируем большой гусарский бал, где и "Гумилев" будет, и все участники – в правильных костюмах той эпохи", — говорит Айвар.