Мне нравится своей злободневностью такой исторический персонаж, как старушка, которая, по легенде, подбросила пучок хвороста в костер Яна Гуса, приговоренного святейшей инквизицией. Гусу приписываются якобы произнесенные им после этого слова: O sancta simplicitas (О, святая простота!).
Старушка живо напомнила мне нашего министра образования Карлиса Шадурскиса, прозванного за гонения русской школы в пору его первого министерства Черным Карлисом. Проталкивая правила, которые без суда и следствия позволят увольнять педагогов и директоров школ за нелояльность (а что это?), он на голубом глазу говорит: "Мы очень сэкономим ресурсы и Полиции безопасности, и Государственной полиции".
То есть натуральный конфуз и кошмар. Как системой образования, которая призвана сеять разумное, доброе и вечное, руководит человек, не стесняющийся заявлять, что руководимое им министерство дублирует функции Тайной полиции?!
Интересно, что плоды латвийского образования, настоянного на ложно понятых лояльности и патриотизме, уже заметны в молодом поколении политиков. Буквально недавно обсуждался случай, когда один депутат донес в комиссию Сейма по этике на другого. Депутат от Нацобъединения Янис Домбрава накатал заявление на коллегу из "Согласия" Игоря Пименова за то, что тот якобы прославлял геноцид и преступления тоталитарного режима СССР в эфире передачи, в которой они вместе были приглашены участвовать.
Знаете, что Пименов сказал на самом деле? Цитату присовокупил к заявлению сам Домбрава: "С другой стороны, все-таки надо признать, что нет симметрии между двумя режимами — между СССР и нацистской Германией. У людей, которые до сих пор живут в Латвии, и их детей Советский Союз ассоциируется не только с бараками, ГУЛАГом, ассоциируется с духовным расцветом, героическим трудом, победой, братством народов, братством людей".
И что, позвольте, сказал Пименов? В его ереси нет ничего, за что его можно было бы тащить на костер, где его уже заждались со своим пучком хвороста Шадурскис, Домбрава и масса других доброжелателей.
Однако для Домбравы и других молодых политиков Нацобъединения, равно как и для других жертв современного лояльного образования, это звучит дико — так как их учат, что в советские годы в стране царили террор и голод. За слово, сказанное на латышском, ссылали в Сибирь, а солнечные дни по разрешению Политбюро были только дважды в году – на 1 мая и 7 ноября. И то в Москве.
И знаете, что будет дальше? Первым делом специально обученные инспектора Центра содержания образования (или Центра качества образования, я путаюсь) должны поинтересоваться, что и как рассказывают учителя русских школ о 9 Мая, о Великой Отечественной. Бьюсь об заклад, что они настолько чудовищно нелояльны, что рисуют отцов и дедов героями, теми, кто жертвовал своей жизнью ради свободы и мира, рассказывают о горе, которое не обошло стороной каждую семью, о горькой радости победы со слезами на глазах.
И, сдается мне, немногие педагоги захотят это говорить, немногие дети и их родители согласятся это выслушивать. А те, кто думает, что это способствовало бы патриотизму, лояльности и сплочению общества, – не просто дураки, а настоящие враги Латвии.
Недаром инициатива Черного Карлиса вызвала неоднозначную реакцию даже в латышской части общества. Философ и публицист Илмарс Шляпинс во время обсуждения темы в социальной сети сказал по их поводу так: "Нет больше сил говорить с властью. Но считаю, что продвинутые сегодня поправки к закону об образовании – нелояльны к Латвии".