РИГА, 6 окт — Sputnik. В далеком 1983 году грузинский хирург Рамаз Датиашвили пришил обе ноги маленькой литовке Расе Прасцявичуте-Септ, совершив первую подобного рода операцию во всем СССР, пишет Sputnik Грузия.
Спустя 33 года Раса дала интервью Sputnik, в котором рассказала, каким был ее грузинский врач и о чем она мечтает сегодня.
Трагедия, которая сплотила СССР
Советская Литва, колхоз "Вадактай". Трехлетняя Раса и ее сестра-близнец играли в высокой траве некошеного поля. Неосторожность отца-тракториста привела к трагедии: сенокосилкой девочке отрезало стопы обеих ножек выше голеностопного сустава. В деревне, где не было ни больницы, ни телефона, малышка могла умереть от болевого шока и потери крови. Но Расу прозвали символом сплоченности СССР не просто так.
Чтобы доставить девочку в московскую больницу из литовского колхоза, объединился практически весь Советский Союз.
До того, как Расу доставили в Москву, ее отрезанные ножки охлаждали замороженной рыбой, поскольку больше ничего холодного найти не смогли. Для маленькой пациентки "расчистили" воздушный коридор, а молодой хирург Рамаз Датиашвили начал проводить операцию.
Она длилась девять часов, через четыре часа все помощники хирурга устали настолько, что были не в состоянии продолжать операцию. Датиашвили завершил операцию в одиночестве.
Только под конец, сшивая сосуды с сосудами, сухожилия, артерии и нервы, в руках хирурга потеплели маленькие ножки, пришитые трехлетней девочке.
"Я была слишком маленькой, многого уже не помню, но Рамаза помню добрым, общительным, хорошим, теплым. Он особенный человек. Я его любила, уважала, но в то же время боялась, потому что я-то разбойницей была маленькой, была не из легких детей, а он со мной был и строгим, и в то же время ласковым. Я называю его "дядей Рамазом", — рассказывает Раса.
Семья Расы была неблагополучной, родители злоупотребляли алкоголем. Малышка нуждалась в постоянном уходе, которым родители ее обеспечить не могли, именно поэтому девочку удочерила другая семья.
Отец Расы умер в 2014 году, а мать в 2006-м.
"Однажды мы с отцом сидели вместе, и мой муж начал вспоминать эту историю. Мой отец так занервничал, что мы закрыли эту тему. И никогда больше не возвращались к ней, ведь все это произошло случайно, папа не хотел, чтобы со мной это произошло. Он не виноват, и я его никогда не винила в этом", — сказала Раса.
Жизнь в Германии
Раса привыкла к журналистам, бесконечным вопросам, ко всеобщему вниманию, она в буквальном смысле выросла на публике, ведь была первой пациенткой в истории медицины СССР, которой пришили конечности. Но все же удивлена, что спустя столько лет эту историю еще помнят.
"Прошло много лет, но я с Рамазом продолжаю общаться по электронной почте, периодически созваниваемся с ним, узнаем последние новости друг о друге. Он мне советует делать ванночки для ног, дает разные ценные советы. У него недавно родилась внучка. Я очень мечтаю вновь встретиться с ним, чтобы еще раз поблагодарить его за все то, что он для меня сделал", — говорит Раса.
Сейчас Раса живет в Германии, в Тройдорфе. Говорит, что чувствует себя хорошо, ноги напоминают о себе, лишь когда меняется погода. Свободно переносит нагрузку, целый день на работе, а потом семья, дети…
Раса отказывается носить платья и в основном ходит в брюках, так она хочет скрыть шрамы, оставшиеся после операции.
Она также продолжает общаться с приемными родителями в Литве. Навещает и сестру-близняшку, которую мечтает забрать к себе в Германию из Литвы.
"Я в Германию приехала работать няней в литовско-немецкой семье, подружка позвала. Сейчас работаю в магазине, раскладываю продукты на полочках", — рассказала Раса.
Сплясала на собственной свадьбе
Грузинский врач смог выполнить обещание, данное трехлетней Расе, что она будет плясать на собственной свадьбе. Раса познакомилась со своим будущим мужем на дискотеке.
Говорит, что счастлива, живет с любящим мужем и детьми и благодарна всем людям, которые в буквальном смысле стали ее ангелами-хранителями и подарили ей жизнь, а особенно — "дяде Рамазу", для которого Раса стала первым и самым сложным испытанием в медицинской карьере.