РИГА, 27 сен — Sputnik, Елена Кириллова. К Всемирной туристской организации Латвия присоединилась в октябре 2003 года, а в январе 2005 года стала ее полноценным членом. Во Всемирный день туризма эсперт отдела по развитию туристических продуктов Латвийского агентства инвестиций и развития (LIAA) Инта Бриеде рассказала Sputnik, как обстоят дела в туристической сфере.
Всемирный день туризма — праздник относительно новый, Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации учредила его в 1980 году. Праздник отмечается ежегодно 27 сентября. Дата выбрана как нельзя более удачно — это время, когда туристический сезон заканчивается в Северном полушарии и открывается в Южном.
Можно сказать, что это праздник каждого, кто хоть раз ощутил себя путешественником, но для многих стран туризм является важным экономическим фактором и даже основной статьей дохода бюджета государства.
Туризм в Латвии: стало лучше, но проблемы есть
Каждый год Всемирный день туризма посвящен определенной теме. В этом году внимание обращено к теме того, как сделать туризм доступным для всех. Как для тех, кто путешествует, так и для тех, кто по каким-то причинам (маленькие дети или преклонный возраст) решил остаться дома, рассказывает Инта Бриеде.
По словам генсекретаря ООН Пан Ги Муна, ежегодно в путешествие отправляется 1,2 млрд. человек. К сожалению, по меньшей мере, 1 млрд. человек (люди с особыми потребностями, семьи с маленькими детьми, а также престарелые люди) сталкиваются с препятствиями, которые не позволяют им отправиться в путешествие.
Причина в отсутствии ясной информации, доступности инфраструктуры и необходимых услуг. 27 сентября — тот день, когда следует привлечь внимание к этим вопросам, чтобы работники сферы туризма и общество совместно смогли преодолеть эти барьеры.
Говоря о доступности туризма в Латвии, надо признать, что эта сфера понемногу улучшается. Однако, в общем и целом, проблем достаточно много, признается эксперт.
Вот свежий пример: с огромным размахом поменяли покрытие на улице Кр. Барона, но о функциональности забыли. Людям с особыми потребностями будет очень неудобно перемещаться по этому покрытию, говорит специалист по туризму.
Отмечает ли Латвия Всемирный день туризма особыми мероприятиями? Оказалось, что особой программы не запланировано, но каждая туристическая фирма или организация устраивает праздник на свой вкус. К примеру, очень активен в этом плане Елгавский край. Там накануне Всемирного дня туризма устроили соревнование по ориентированию.
Тут трудятся 10 человек, на плечах которых лежит объемная и ответственная работа. Сейчас специалисты по туризму заняты подготовкой ежегодного мероприятия Baltic Connecting 2016, в котором принимают участие профессионалы туристической сферы Балтийский стран.
Встреча специалистов пройдет в Риге, на нее впервые будут приглашены представители отдалённых рынков — из Китая, Японии, Кореи и США.
Российский турист начинает возвращаться
Лучше всего о состоянии туристической отрасли говорит статистика, которую после кризиса 2010 и 2011 годов, иначе как радостной назвать нельзя.
"Число иностранных туристов постоянно растет. На эту тенденцию не смогли повлиять даже сложная геополитическая ситуация и экономический спад в России, из которой всегда был самый большой поток туристов", — рассказала эксперт.
С 2015 года поток туристов из России начал снижаться, несмотря на многолетие лидерство в сфере туризма Латвии. Однако драматическое падение числа российских туристов на 31,5 % в прошлом году было компенсировано за счет гостей из других стран. К тому же — с большим приростом.
Число обслуженных иностранных гостей в прошлом году по сравнению с годом раньше выросло на 3,1 %, достигнув 1,5 млн. человек. Больше всего туристов в Латвию приехало из соседних стран — Литва (+ 19,8 %) и Эстония (+ 15,0 %), а также из Великобритании (+ 17,9 %), Швеции (+ 12,4 %) и Финляндии (+ 10,6 %).
Статистика показывает, что в 2015 году на 5,9 % повысилось количество туристов из Германии. Гости из этой страны с каждым годом проявляют все больше интереса к Латвии и в прошлом году заняли стабильное второе место после туристов из России. Показатели посещаемости Латвии подняли и жители Норвегии, Нидерландов, Франции, Испании, Италии, Польши, Дании и других.
Инта Бриеде особо отмечает, что успешные показатели 2015 года требовали огромной работы. Видя, что число туристов из России продолжает сокращаться, специалистам пришлось максимально концентрировать свои силы и ресурсы, работая с полной отдачей в сфере маркетинговой деятельности.
Две большие рекламные кампании по туризму с выходом на 8 иностранных рынков, организация визитов нескольких десятков иностранных журналистов и блогеров в Латвию, множество разнообразных публикаций в СМИ. Маркетинг был такой активный, что его просто нельзя было не заметить, с гордостью подчеркивает специалист по туризму.
Эксперт надеется, что и 2016 год войдет в историю Латвии как успешный в плане туризма. По крайней мере, такую надежду вселяют статистические цифры за первое полугодие. Позитивные сигналы есть и сфере российских туристов: после двухлетнего падения, первое полугодие показало, что число гостей из России увеличилось на 1,6 %.
Бриеде, в частности, отметила потенциал гастрономического туризма. "Гастрономический туризм в Латвии имеет хороший потенциал, мы можем порадовать гостей прекрасными продуктами питания и кулинарными достижениями", — сказала она.
Основной минус – короткий сезон
"Скорее это нельзя назвать проблемой, так как это реальность, с которой приходится считаться. Однако короткий туристический сезон, вероятно, самый актуальный вопрос, который негативно сказывается на развитии отрасли", — считает эксперт.
Чтобы уменьшить этот сезонный фактор, приходится работать в разных направлениях, больше развивая конференционный и медицинский туризм, объяснила она.
"Но основа основ — это сами туристические продукты. За прошлый период финансирования ЕС наши соседи, Литва и Эстония, вкладывали средства в туристический продукт и развитие инфраструктуры. Латвия в свою очередь направляла средства в маркетинг и публикации. Сейчас становится заметно, что маркетинговый потенциал почти исчерпан и если не будем думать о развитии туристического продукта, то туристической отрасли станет тяжело конкурировать с соседями", — отметила Бриеде.
Японцы без ума от товаров ремесленников
На что жалуются гости Латвии?
"Приходится выслушивать разные мнения, но почти все позитивные. Гости, конечно, разные и интересы у всех расходятся. В зависимости от этого — кто-то в восторге от архитектуры Риги, кто-то о том, как сохранены народные ремесленные традиции. К примеру, японцы в восторге от латышских ремесленных работ", — рассказала собеседница Sputnik.
Многим нравятся красивые и тихие пляж, вкусная еда.
"К примеру, пару недель назад принимали в гостях четырех шведских и норвежского журналистов, которые не прекращали изумляться латвийскими продуктами", — добавила она.
Самые популярные города
Согласно статистике, цифры из года в год почти неизменны. В первом полугодии 2016 года по посещаемости у иностранных туристов лидирует Рига — 86,0 %, затем идет Юрмала — 5,5 % и Лиепая — 1,2%. Даугавпилс и Сигулдский край — 0,9 %. Второе полугодие этого года: Рига- 80,8 %, Юрмала – 6,7 %, Лиепая – 1,5%, Сигулдский край – 1,4 %, Вентспилс — 1,2 % и Даугавпилс – 1,1.
"Хочется отметить тот факт, что Вентспилс стал популярным местом для отдыха семей с детьми. Хорошие показатели и у Даугавпилса, где восстановили Даугавпилсскую крепость и открыли художественный центр Марка Ротко", — отметила эксперт.
Эти объекты подогрели интерес не только местных жителей, но и иностранных туристов.
"Популярность Лиепаи объяснима наличием красивого пляжа и тюрьмой в Каросте, которую путеводитель Lonely Planet даже включил в десятку туристических объектов Латвии, рекомендовав нашу страну к обязательному посещению", — подытожила она.