РИГА, 26 сен – Sputnik. Глава Управления местами заключения Латвии Илона Спуре рассказала в интервью The Economist, с какими проблемами сталкивается государственная пенитенциарная система.
В советские времена, говорит Спуре, можно было сесть в тюрьму на два года за кражу банки варенья. И даже после того, как Латвия обрела независимость от СССР в 1991 году, она сохранила советскую привычку сажать людей за решетку. Когда в 2004 году Латвия вступила в Евросоюз, она стала страной-членом ЕС с самым большим количеством заключенных: 337 человек на 100 тысяч населения, при том что средний уровень ЕС – 122 заключенных на 100 тысяч.
В этом случае Латвия следует общеевропейской тенденции. В 2010 году в 17 из 29 стран ЕС количество условно осужденных превысило количество приговоренных к тюремным срокам. Растет число условных приговоров и в США.
Как ни странно, общее количество заключенных от этого не сократилось. Исследование 2014 года показало, что количество приговоров к общественным работам растет с той же скоростью, что и приговоров к тюремному заключению. Альтернативные наказания не заменяют тюрьму, их чаще всего применяют, чтобы покарать антиобщественное поведение.
Хороший пример можно найти в Норвегии, Шотландии и даже в самой Латвии, где в некоторых самоуправлениях судьи выносят более мягкие приговоры. В целом жители Латвии излишней мягкости по отношению к преступникам не одобряют, однако даже в стране, где еще сохранились тюрьмы XIX века, все может измениться. Быть может, Латвия никогда не будет Норвегией, но у нее есть шанс стать менее советской.