В латвийских СМИ и социальных сетях снова активно обсуждают "наше все" — Латвийскую национальную библиотеку имени Замка света (названную так якобы за то, что только счета за электричество тут составляют 800 тысяч евро в год).
Хоть и повод нынче пустяковый — какие-то 45 тысяч евро, разгорелась заочная дискуссия. Одни сравнивают библиотеку с пылесосом. Так, карикатурист газеты Diena изобразил ее в виде пылесоса, который высасывает деньги из карманов нас — простых жителей.
Напомним, что всего через два года после начала эксплуатации Замка плитка, которой были облицованы стены и подходы к нему, начала отскакивать. Аккурат после того, как закончилась гарантия. Поэтому государству в лице культурного министерства опять придется раскошелиться.
Надо сказать, что с самого начала строительства символ латышской государственности был окутан аурой расточительности и скандалов.
Помнится, публицист Лато Лапса писал, что сначала для проектирования мегапроекта выбрали австралийского латыша, потом решили застелить полы канадской елью, а открытие библиотеки так и вообще стало закрытым для латвийского общества мероприятием – полгода здесь заседали европейские бюрократы в рамках председательства Латвии в Совете ЕС.
В июле прошлого года был скандал с названием ресторана. Хотя, если по-честному, то зачем в библиотеке ресторан? Ведь еще римляне говорили, что избыток пищи мешает тонкости ума.
Как раз за неделю до этого Центр госязыка одержал небольшую победу, переименовав спринг-роллы (блюда, которые готовятся путем заворачивания) на латышский манер — в "титени" (голубцы). А тут – удар в спину!
Как известно, на конкурс на лучшее название ресторана поступило 700 предложений. Из этого количества ничего лучше не нашлось, как обозвать сей храм питания Kleever. Дескать, напоминает английское слово clever — умный. Ну, и район этот исторически назывался Кливерсала. Тут в свое время хозяйничал немец — не то фон Кливер, не то фон Клювер.
Что тут началось! Писатели стали в эпистолярном жанре требовать немедленного переименования общепита. Центр языка обвинил рестораторов в том, что их название недружественное латышскому языку, отсылает к темным временам владычества немецких баронов-воронов (меня тоже клювер наводит на ассоциации с клювом). Звучали голоса, что это вечное преклонение перед Западом, где всегда всё умнее и толковее. В итоге ресторан назвали Kliversala.
Виновных, крайних, стрелочников, козлов и удодов отпущения нашли быстро.
Национальный союз строительных компаний, который возводил объект и отвечал за гарантийное обслуживание, сообщил такую версию: покрытие крыши состоит из различных материалов, гидроизоляцию на стыках которых обеспечивает силиконовый герметик. И, скорее всего, его выклевали птицы, которые облюбовали новую библиотечку.
Как? Что? Скандал! Кто додумался использоваться съедобный герметик?
Версия подтверждается тем, что пернатые доставляли проблемы и раньше. Национальной библиотеке даже пришлось раскошелиться на отпугивающие птиц элементы (огородные пугала?), однако теперь стало ясно, что это не помогло решить проблему полностью.
Не, ну понятно, что на крыше завелись не попугаи, и слово в свою защиту они сказать не могут. Адвокатами птиц выступили орнитологи.
Глава Латвийского общества орнитологов Виестурс Керус был удивлен предположением строителей: "Птицы не безмозглые создания, которые клюют даже то, что не напоминает пищу или не годится как материал для гнезда". В любом случае "должна быть очень плохая крыша, чтобы птица смогла ее испортить", — объяснил ученый.
С ним можно согласиться. Если, конечно, речь не идет о подразделении российских боевых пингвинов, способных своими мощными клювами пробить броню американского танка "Абрамс" или даже потопить небольшой авианосец.
В итоге на крышу было решено отправить команду альпинистов, которая должна была оценить степень дефектов. И мне тогда стало как-то тревожно за них. Что ждало их там, в облаках? Не поклюют ли их там орлы? И, кстати, разве была информация, что они возвращались из экспедиции?
Затем была эпопея с помывкой библиотеки. Долго спорили о том, кто должен выполнять ее – строители в рамках гарантии или министерство культуры. Потом – кто должен платить. Затем назвали смету (порядка 100 тысяч евро), которую высмеяли фирмы по очистке фасадов, утверждая, что могут вымыть библиотеку в десять раз дешевле.
В результате здание покрылось таким слоем копоти, что на его борту хотелось написать сакраментальное "Помой меня, хозяин!"
Но тут, слава богу, в конце этого лета библиотеку, наконец-то, помыли и даже покрыли специальным составом. И, будем надеяться, после этого все плохое перестанет к нему прилипать, а будет прилипать только хорошее. Вроде 100- и пятидесятиевровых купюр.
Я, кстати, на днях, все-таки решилась зайти в "Замок света". Там в рамках форума современного искусства "Белая ночь" в фойе предлагалось покоммуницировать с растениями. Я давно уже не курю, поэтому от такого общения вежливо отказалась.
Но зато побывала внутри "Замка". Ну, что вам сказать. Нет, не утюг. И не пылесос. А скорее, все-таки, холодильник. Свет внутри вроде как бы и присутствует, но какой-то он холодный. Знаете, такой, как бывает именно в холодильнике.