РИГА, 9 сен — Sputnik, Владимир Дорофеев. Готовились к этому переходу долго — больше года, основной целью была либерализация газового рынка Латвии. Но откуда взяться либерализации, если самого рынка нет, а газ в Латвию поставляет исключительно "Газпром"?
Оказывается, несколько месяцев назад Latvenergo обратилось к регулятору услуг с жалобой на Latvijas Gāze, требуя разрешить Latvenergo купить для своих нужд газ у Литвы и пустить его в общую распределительную сеть, воспользовавшись также услугами Инчукалнского ПХГ. Регулятор это требование поддержал.
А теперь, когда система поставки газа в хозяйства Латвии больше не регулируется монополистом Latvijas Gāze, у нас, скорее всего, может появиться более дешевый газ. Или не может? Давайте разберемся.
Откуда в Литве газ
В Литву также приходит российский природный газ, абсолютно такой же как и в Латвию, только немного дешевле. И кроме того, появился терминал, разливающий сжиженный газ. В основном, из Норвегии.
Казалось бы, политики в обеих странах на протяжении 25 лет одинаково портили отношения с Россией, но мы покупаем сырье дороже. Почему газпромовский газ в Литве стоит дешевле, чем в Латвии?
Во первых, у литовцев появилась альтернатива, (правда если посмотреть по ценам, то более дорогая, чем даже цена природного газа у нас в Латвии.) Во вторых, цена на газ меняется ежемесячно, и все это предмет торгов с "Газпромом", который договаривается о ценах с каждой страной индивидуально. Переговоры проходят каждый месяц.
Кстати, и терминал литовцы себе построили потому, что захотели иметь хоть какой-то потолок для газпромовских цен. Если сравнить, к примеру, цены для Литвы и Чехии, то можно увидеть, что у Чехии цена ниже, несмотря на то, что от России она дальше. Под боком у Литвы Польша, которой Россия продает газ примерно на 30% дешевле, чем нам.
С другой стороны, у Эстонии есть Финляндия, которая имеет доступ и к российскому (по хорошим ценам) и норвежскому газу. Подключиться к тому потоку кажется выгодно, но для этого нужно прокладывать трубопровод. А это миллионы евроинвестиций, в которых никто не заинтересован.
Вспомним также и тот факт, что пока не было разговоров о либерализации рынка, Латвия имела одну из самых низких и фиксированных цен на газ в регионе. Теперь же мы выходим на рынок на общих основаниях. А так как объемы у Латвии в целом, по сравнению с другими странами, небольшие, то и хороших оптовых скидок нам давать не хотят.
У кого латвийские потребители смогут покупать газ
Тут начинается самое интересное — все балтийские страны получают один и тот же газ, но по разным ценам. Самый "ласковый теленок" получает возможность брать газ не только для себя, но и для "того парня", то есть для потребителей из Латвии.
Означает ли это, что счастливый обладатель трекомнатной квартиры Семен Семеныч Горбунков из Зиепниеккалнса, или обладатель дома с газовым отоплением Янис Берзиньш из Юрмалы смогут заключить контракт не с Latvijas Gāze, а скажем, с литовской компанией?
Теоретически, да. Практически, скорее всего, будет также, как с либерализацией рынка электричества. Предложений стало больше, но большинство жителей никакой выгоды в этом не видит. Нужно понимать, что одно дело самый большой потребитель газа в Латвии — Latvenergo, для которого сотая доля евроцента в разнице цен может сложиться в тысячи евро прибыли, и совсем другое — среднестатистический латвиец, в своих расчетах с Latvijas Gāze не выходящий за пределы в 15 евро в год. На разнице цен он способен сэкономить не более 10 евроцентов.
Если разница за цену на газ такая незначительная, то какое нам дело до того, сколько он стоит? Поднимись цена хоть в два раза, мы и не заметим?
Действительно, само по себе потребление газа жителями напрямую через газовые плиты совсем невелико. Если посмотреть повнимательнее на инфографику, можно увидеть, что 378 300 владельцев газовых плит потребляют только 9% газа, сжигаемого в Латвии.
Но потребляют жители газ не только в газовых плитах. Самые большие потребители — это Latvenergo, и разнообразные муниципальные отопительные компании типа Rīgas Siltums, подогревающие воду в трубах и батареях центрального отопления. Именно эти счета наиболее болезненны в общем счете за квартиру, и именно это и есть область риска. Если вырастут они, мы ощутим разницу в счете моментально.
Простой пример. Рижане за газ платят 0,83 евро за куб. Средний счет за пользование газовой плитой в квартире меньше 4 евро. В то же время счет за отопление в зимний месяц прошлого года в однокомнатной рижской квартире обходился в 30-40 евро в месяц. Плюс еще около 20 евро приходило за горячую воду. Подогревали и то и другое тем же самым газом.
А жители латгальских городов уже много лет экономят газ как могут. Например, в Краславе, Балви, в некоторых районов Резекне и Даугавпилса нет подключения к природному газу и там до сих пор стоят "коллективные системы", потребляющие пропан-бутан. По сути, это много газовых баллонов, подключенных в одну сеть. Стоимость одного куба в таких системах в несколько раз выше, чем в Риге. Так вот, жители там варят картошку особым образом: кипятят в чайнике воду, заливают ее в кастрюлю, и доваривают на плите. Выходит гораздо дешевле.
Может ли в Латвии электричество стать альтернативой газу?
Теоретически нет, потому, что примерно треть латвийского электричества получена от сжигания газа. Практически — нужно учитывать, что такой игрок как Latvenergo может заказать газ не в Латвии, и заплатить за него цену меньше, чем запрашивает Latvijas Gāze.
Но даже при таком раскладе, замена газа электричеством маловероятна. Возможно, в какие-то периоды современные электрические плиты окажутся в домашнем хозяйстве экономичнее, чем газовые. Такой нонсенс в Латвии уже был, и объяснялся просто – КПД у газовых плит очень низкий. Вместе с кастрюлей пламя горелки нагревает еще и воздух в квартире. В то же время, например, у индукционной электрической плиты КПД очень высокий. Разница была почти незаметной, а после либерализации рынка электричества и повышения цен – сошла на нет.
Если посмотреть на то, какие первичные ресурсы потребляет Латвия, можно увидеть не только сами ресурсы, но и тенденции. Потребление газа и электричества снижается, потребление древесины увеличивается. Все дело в отопительных системах. В Латвии все большую популярность набирают альтернативные топливные системы — щепа, опилки, другие отходы лесопилок. Современные отопительные системы обладают очень высоким КПД, а щепа стоит немногим дороже мусора, то есть значительно дешевле и газа, и электричества. По сути, это и есть мусор, превращающийся в тепло.