РИГА, 6 сен — Sputnik. Программа перемещения беженцев в Латвию не работает из-за социально-экономических проблем и невозможности за короткий срок освоить латышский язык, заявила в передаче "Утренняя панорама" на LTV госсекретарь министерства внутренних дел Илзе Петерсоне-Годмане.
С ней согласен и премьер Марис Кучинскис, который уверен, что найти жилье, работу и освоить госязык в оговоренные законом сроки беженцы не в состоянии.
План оказался провальным
По мнению Илзе Петерсоне-Годмане, главная проблема — это пособие, которое в конце прошлого года было урезано почти наполовину, сложности в аренде жилья и поиске работы, а также в освоении латышского языка.
Получился замкнутый круг — переселенец получает статус беженца или альтернативный статус, должен оставить временное жилье в центре "Муцениеки" и переехать в арендованное. Для аренды нужны деньги, пособия на это не хватает, значит, нужна работа, но ни один работодатель ее не предоставит, поскольку у переселенцев нет удостоверения о знании госязыка определенной ступени.
Остается один путь для выживания — бежать в другую страну Евросоюза, где законы не такие драконовские и шансов начать новую жизнь гораздо больше.
"Нужно сделать так, чтобы человек мог уже работать и при этом продолжать осваивать латышский язык", — уверена Петерсоне-Годмане.
Она отметила, что западным коллегам понравился план интеграции беженцев в латвийскую жизнь, разработанный местными специалистами, они считали его хорошим примером. Только предупредили, что решение о снижении пособия может негативно отразиться на программе. Так в итоге и получилось.
Илзе Петерсоне-Годмане отметила, что программа переселения беженцев и их интеграции в латвийскую жизнь предусматривает выделение на каждого беженца 6 тысяч евро. Однако если в ЕС узнают, что принятые Латвией беженцы переехали в другие страны ЕС, будет ясно, что страна не выполнила взятые на себя обязательства. Придется отчитываться за это перед Еврокомиссией.
Правда, пока, по словам госсекретаря МВД, санкций за это не предусмотрено. "Это уже вопрос политического доверия", — отметила Петерсоне-Годмане.
Терпение и труд
Премьер-министр Марис Кучинскис также считает, что у Латвии в связи с принятием беженцев есть две серьезные проблемы — работа и жилье. Цены между столицей и провинцией очень сильно разнятся. Недорого арендовать квартиру можно в провинции, но там практически невозможно найти работу. С поиском работы попроще в Риге, но аренда квартиры будет стоить больше заработка.
Помимо этого, проблема еще заключается в том, что первый взнос на аренду жилья, как известно, большой, а таких денег даже с учетом пособия у беженцев нет.
Кучинскис видит решение этой проблемы в единовременной выплате пособия за 12 месяцев. Однако это только личное видение решения проблемы премьера. И есть ли гарантия, что, получив такие деньги, беженцы не воспользуются возможностью еще быстрее и дальше уехать вглубь Европы?
Премьер так же, как и Илзе Петерсоне-Годмане, признал, что выучить латышский за два месяца невозможно, и это тоже тормозит процесс интеграции.
При этом Кучинскис считает, что у каждого человека есть право выбора — остаться в Латвии или искать работу в любом другом государстве. Но задача Латвии — обеспечить работой оставшихся жителей внутри страны.
"У нас нет опыта в приеме беженцев и нам еще нужно учиться", — уклончиво сказал Кучинскис.
Беженцы продолжают бежать
Скандал с интеграцией беженцев в латвийское общество вызвал сюжет на LTV в передаче "Запрещенный прием", в котором сообщалось, что из 23 переселенцев по программе перемещения беженцев, получивших альтернативный статус, 21 человек уже выехал из Латвии на постоянное место жительства в Германию. Но при этом они получают латвийские пособия.
Таким образом, деньги, выделявшиеся на пропаганду интеграции беженцев в Латвии, были потрачены впустую.
На самих переселенцев подействовало и решение правительства, которое в конце прошлого года решило уменьшить пособие с 256 евро до 139 на главу семьи и до 97 евро на каждого последующего члена семьи.
Латвия продолжает принимать беженцев, но из 781 человека (250 добровольно, 531 по программе ЕС) в Латвию еще не приехала даже первая сотня человек.
Если так пойдет и дальше, Латвия станет просто трамплином для переселения из Сирии и прочих неблагополучных стран в Старую Европу. И тогда Еврокомиссия, скорее всего, все-таки применит по отношению к Латвии какие-то санкции за невыполнение взятых на себя обязательств.