РИГА, 29 авг – Sputnik. Ситуация вокруг блогеров Дениса Бартецкого и Максима Коптелова, которые подверглись преследованиям после публикации онлайн-петиций о присоединении к США или к России, вызывает вопросы относительно соблюдения прав человека в Латвии, пишет The Wall Street Journal.
Издание отмечает, что, по словам обвиняемых, они действовали не всерьез.
"Но жесткая реакция балтийской страны сосредоточила внимание на том, как далеко могут зайти власти, чтобы привлечь к ответственности предполагаемых врагов государства без нарушения основополагающих принципов, которым они согласились следовать по вступлении в Европейский союз — например, свободы слова", — говорится в статье.
Равнение на Запад
Латвия смотрела на Запад с момента выхода из Советского Союза, утверждает WSJ. Так, балтийская республика присоединилась к ЕС и НАТО и приняла евро в качестве национальной валюты.
"Несмотря на этот постоянный геополитический сдвиг, латвийские власти опасались, что русское меньшинство страны — около четверти всего двухмиллионного населения — смотрит на восток", — говорится в материале.
Эти страхи усилились после присоединения Крыма к России, что "побудило некоторых латвийских националистов увидеть в этнических русских стран Балтии потенциальную угрозу".
История одной петиции
В марте 2014 года, несколько дней спустя после крымских событий, Коптелов по-русски написал на интернет-платформе Avaaz, что вхождение Латвии в Российскую Федерацию откроет "широкие перспективы для развития", напоминает издание.
В ходе месячного судебного разбирательства Коптелов заявил, что на петицию его подвигло чувство горечи из-за того, что его покойный отец последние несколько лет своей жизни жил на смехотворную пенсию.
Однако, по мнению экспертов из Полиции безопасности страны, петицию Коптелова можно рассматривать как атаку на "ключевые ценности" Латвии.
Елена Квятковская, рижский юрист по правам человека, заявила, что не нашла прецедентов делу Коптелова в постсоветской латвийской юридической практике. Она считает это "явным случаем" для рассмотрения в Европейском суде по правам человека.
"Это затрагивает серьезные проблемы, относящиеся к свободе слова", — сказала она.
Тем временем "петиция раздора" продолжает набирать популярность в сети. Ее поддержали уже более 7500 человек.