Приходится признать, что современная латышская центральная пресса все больше старается ни в чем не уступать советской. А власть на местах не только ее читает, но и берет под козырек.
В начале лета дума Смилтене передумала называть объединенную среднюю школу именем Паула Ливена — царского вельможи и владельца здешнего поместья, который много чего сделал для развития края. В частности, разработал план развития Смилтене, построил больницу и дом для бедных, воплотил в жизнь свою идею об узкоколейке Смилтене-Валмиера-Айнажи. Казалось бы, красивый жест самодостаточных людей – дорожка из прошлого в настоящее, знак уважения, комплимент в сторону живущих рядом нацменьшинств и т.п. Но нет, не срослось.
Дело в том, что за несколько дней до решения думы в газете Neatkarīgā Rīta avīze появилась статья журналистки Элиты Вейдемане про лакейский душок, о которой "Спутник" писал в обзоре латышской прессы. В ней клеймилось раболепие латышей, которые и спустя полтора века не могут выбрать себе подходящее название школы из местных героев с латышскими фамилиями. И уделяют чрезмерное внимание "чужеземному дарителю бус".
"Латыши, готовы назвать свои маленькие дворцы света не именами борцов за свою свободу, а именами своих угнетателей", — с горечью писал журналист.
И вот буквально на днях в Кулдигской думе сообщили, что не поддерживают съемки на своей территории российского сериала, который, вроде бы, будет очернять Латвию.
И, по совпадению, как раз накануне в той же газете та же Вейдемане опубликовала зубодробительную статью, в которой дала наводку на идеологически нестойких товарищей из актерского цеха, самоуправления и Минкульта.
"Несмотря на то, что Полиция безопасности предупредила об очередной попытке очернения образа Латвии, некоторые не смогли отказаться от "большого рубля". Однако, надеюсь, латышские актеры все-таки откажутся от такого "сотрудничества"", — пишет Вейдемане. — Возможно, не стоит удивляться и тому, что некоторые латыши готовы продаться для участия в этих "произведениях искусства" за гроши и трехразовое питание. Это не первый и не последний раз, когда латыши, выкинув в мусорник позвонок своего гибкого позвоночника, с радостью получат кровавые деньги — деньги сатаны", — смакует Вейдемане лексические обороты, находящиеся уже где-то за гранью добра, зла и цивилизованной журналистики.
Публициста возмутил и тот факт, что поддержку созданию фильма выразило и Министерство культуры Латвии, которым, между прочим, руководит министр, делегированный Национальным объединением. По ее словам, эта ситуация напоминает "яму с дерьмом", когда на прилавок выставлена совесть.
Как свидетельствует информация телеканала TV3, по сюжету фильма в Латвию приходят немецкие войска, после чего Красная Армия вынуждена отступить. В центре событий – маленький городок, куда приезжает русская цирковая труппа. Среди них есть и евреи. Когда нацисты, среди которых есть и латыши, приходят к власти, они собираются убить некоторых участников цирковой труппы.
Теперь, стараниями бдительного журналиста, мы и наши потомки не узнаем, что в на территории Латвии когда-то жил такой замечательный человек Правел Ливен. Как и то, что жители Латвии участвовали в карательных акциях против евреев и цыган. А для чего вообще нужно ворошить грязное белье прошлого? Да для того, дорогие читатели и писатели, чтобы прошлое не повторилось в настоящем и будущем!
Есть много других статей этого автора в жанре политического доноса. Она не скупится на сигналы о латыше, который предлагает картошку на каугурском рынке на русском языке, о людях, что имеют наглость цеплять на себя георгиевские ленточки, которые очень не нравятся Вейдемане. В своих выступлениях она не скупится на эпитеты. Тут и шовинистическое дерьмо и кровавые сатанинские рубли и орденоносные шуты, выдающие себя за героев "великой отечественной войны" и "пьяночка" 9 мая.
И все-таки, мне нравится Neatkarīgā Rīta avīze, "Независимая утренняя газета". Все-таки, она больше утренняя и в ней публикуются разные, в том числе и умные мнения. Например, Юрия Пайдерса. Мариса Краутманиса. Или вот Виктора Авотиньша, который писал здесь на тему – а не подкрадывается ли к нам в Латвии тоталитаризм? Вот цитата из нее:
"Временами меня даже мучает мысль, что мы после Атмоды совсем не пробовали создать или обновить свою демократию, но, в основном, старались перевести "советский тоталитаризм" в "латвийскую демократию". Потому что оригинал этого "перевода" слишком часто проглядывает как в отношении власти, так и в отношении большой части населения к ближним и к их праву на свободу мысли. И часто оригинал "перезапускают" как раз те, кто громче всех хвалятся, что не может его терпеть".