РИГА, 9 авг – Sputnik, Вадим Королев. Сегодня гражданин Латвии Айо Бенесс — боец мотострелкового батальона армии непризнанной республики ДНР, до этого воевал в Луганске, в Крыму был членом отрядов самообороны. Власти Латвии хотят лишить его гражданства и посадить за решетку, а Бенес дразнит Полицию безопасности и выставляет на своей страничке в Facebook все новые и новые фотографии с оружием в руках.
Бенес уверен, что пока воюет и строит социализм в Донбассе, его товарищи в Латвии без применения силы, как он говорит, "свергнут антинародный этнократический режим Латвии". И тогда он сможет вернуться. Но на это потребуется несколько лет, говорит нацбол.
Из Британии в Луганск
Уроженец небольшого латгальского города Резекне, Бенес Айо 17 лет назад вступил в партию Лимонова и с тех пор верит в победу коммунизма во всем мире, а также в воссоздание СССР. Это и стало делом всей его жизни. За свои убеждения и участие в различных акциях протеста он не раз привлекался к ответственности.
На меня за всю мою жизнь было заведено девять уголовных дел. По четырем из них я был осужден, три раза сидел в латвийской тюрьме и один раз в голландской. По пятому делу вышел срок давности, и оно аннулировано. По еще четырем я нахожусь в розыске Интерпола. Но все дела политические!" — говорит Бенес Айо.
На Донбасс Бенес Айо приехал через партию Лимонова "Другая Россия", членом которой он по-прежнему является. До этого он скрывался от латвийских спецслужб в Лондоне, где работал и занимался политикой, вступив в компартию Великобритании. В Лондоне он также продолжил учебу – получил в университете степень магистра медицинской микробиологии (в Латвии степень магистра биологии он получил еще в 2001 году в Латвийском университете).
Но как только на Украине случился конфликт, Бенес отправился в новую "горячую точку".
- Айо, почему вы решили ехать в Донбасс?
— С моей точки зрения в настоящий исторический период построить социально справедливый организм, который со временем мог бы разрастись на всем постсоветском пространстве, можно там, где наиболее напряжена обстановка как в социальном, так и национальном плане. На сегодняшний момент – это Донбасс. Для нас, партии "Другая Россия", этот регион представляется интересной нишей для социального творчества. Это место, где можно попробовать построить социализм! Вот почему активисты "Другой России" в 2014 году сначала поучаствовали в Крымской весне, а затем отправились в Донбасс.
- И что же вы делаете там, как строите социализм?
— В начале 2015 года я служил в Народной милиции ЛНР, в артиллерии и мотострелковом батальоне, куда попал через организованное партией "Другая Россия" движение Интербригады. Мы защищали ЛНР и в частности принимали активное участие в Дебальцевской кампании. Я был наводчиком, а затем командиром на САУ Гвоздика (самоходная артиллерийская установка — ред.) и позже пулеметчиком на ПКМ (пулемет Калашникова — ред.).
На САУ мы работали по украинским блокпостам и скоплению их тяжелой техники на станице Луганской и в Дебальцево скрытой наводкой. Иногда мы выезжали рано утром, отрабатывали несколько объектов и возвращались в расположение поздно ночью, а иногда жили на определенных позициях более месяца – в палатках, в лесу, со всей романтикой туристического быта, среди любимых мною животных и растений, изредка выезжая на стрельбу. Так вот, однажды во время вот такого проживания на природе нас ночью поднял комбат по боевой тревоге, и мы "навелись" по указанным координатам и обстреляли какие–то объекты неприятеля. Оказалось, что мы разнесли огород рядом со зданием, где собирались крупные украинские военачальники, то есть немного промахнулись. Испугавшись, они выбежали из здания, сели в свои машины и пустились было на утек, но в этот момент их всех добили наши минометы.
- Страшная картина… Но сейчас в Луганске стало тихо.
— Да, в феврале 2015 года наступило перемирие и поэтому луганские пушечки с тех пор молчат. Поэтому многих активистов "Другая Россия" направила в ДНР, где весной 2016 года началось резкое обострение на всех фронтах.
Так в апреле этого года я ушел в запас в ЛНР и поступил на службу в мотострелковый батальон Армии ДНР. Мы сейчас защищаем в основном город Донецк от Киева, и наши позиции располагаются в следующих районах: Старомихайловка, Трудовские, Еленовка, Спартак и т.д. Я работаю с различными видами вооружений: пулемет, автомат, 82мм миномет, гранатомет и участвую в позиционных боях. При этом Киев, грубо нарушая минские договоренности, бьет как по нашим позициям, так и по районам проживания мирного населения из тяжелой артиллерии диаметром выше 100 мм, а мы вынуждены отвечать для защиты жизни мирных людей и наших военнослужащих.
- А живете вы где?
— Как военнослужащий, я проживаю либо на боевых позициях, либо на полигонах, либо в расположении части. На позициях мы дежурим в окопах и блиндажах в течение нескольких суток, а затем сутки — в палатках или домиках, занимаясь хозяйственной деятельностью: рубим дрова, наводим порядок — убираемся, работаем в полевой столовой, ловим рыбу, собираем грибы и ягоды.
В настоящее время все подразделения в ЛНР и ДНР после ротации с боевых позиций направляются на полигоны, где мы обучаемся военному искусству – стрельба по мишеням, наводка, сборка-разборка и чистка орудий, работа с буссолью, с картой, командиры читают нам теоретические лекции и рассказывают интересные истории из их боевой жизни. Обучение на полигонах – это необходимая вещь, поскольку лишь хорошо подготовленная профессиональная армия сможет освободить все оккупированные Киевом территории Донбасса, а их около 70-ти.
- Вы так свободно все это рассказываете… Власти Латвии обещают вам вплоть до десяти лет лишения свободы за участие в вооруженных формированиях за рубежом.
— Да, я знаю, что Латвия завела на меня четыре уголовных дела в связи с моей военно-политической деятельностью в Донбассе – "участие в войне в Донбассе", "призывы к насильственному свержению государственного строя Латвии", "призывы к насильственной ликвидации независимости Латвии", "подрыв территориальной целостности Латвии". Последние три уголовных дела связаны с моими выступлениями на митингах и интервью в Симферополе, Луганске и Донецке, поскольку я сравниваю латышскую русофобскую этнократическую клику с украинской фашистской хунтой. В Латвии установился такой же русофобский и антикоммунистический режим, как и на Украине. Памятники Ленину у нас разрушены, коммунистическая идеология запрещена и за использование коммунистической символики могут посадить. Латвийская хунта полностью поддерживает украинский режим, выступает за расширение антироссийских санкций и постоянно участвует в учениях в формате НАТО на Украине, а также резко увеличила финансирование министерства обороны якобы для защиты от потенциальной российской агрессии.
Когда в мае 2014 года СБУ депортировала меня из Луганской области в Латвию и там меня посадили в тюрьму на два месяца, то Бородай (Александр Бородай — с 16 мая по 7 августа 2014 года — председатель Совета министров самопровозглашенной Донецкой Народной Республики – ред.), будучи в то время премьером ДНР, заявил о предоставлении мне гражданства ДНР.
- То есть вы все-таки получили паспорт гражданина ДНР или ЛНР? Управление по делам гражданства и миграции Латвии очень интересуется этим вопросом, чтобы как раз и лишить вас латвийского паспорта.
— Давайте этот вопрос про паспорт не будем задавать. Я приехал ведь сюда воевать, а не за паспортом. Пускай все идет своим чередом.
Я буду жить в Донбассе и служить в вооруженных силах, пока мы не победим, то есть не очистим весь Донбасс от войск хунты и не поможем дружественным нам украинским трудящимся, как с помощью слова, так и пушечек свергнуть антинародный фашистский киевский режим. А потом, после победы, я поеду в Латвию.
- Но вас же посадят!
— Я вернусь через несколько лет. Думаю, что после нашей победы в Донбассе в Латвии, возможно, тоже будет установлено нормальное правительство. Ведь там активно действуют и постоянно проводят акции протеста мои соратники — Владимир Линдерман, Евгений Осипов, Андрей Красный, Альфред Рубикс, Татьяна Жданок, Яков Плинер, Александр Гильман и прочие левые активисты. Надеюсь, им удастся свергнуть антинародный этнократический режим Латвии, 80% населения которой ненавидят свою власть.
А в Латвии Бенеса очень ждут
В прошлом году вступили в силу изменения в уголовный закон, согласно которым незаконное участие в вооруженных конфликтах за рубежом, их финансирование, вербовка, обучение и пересылка людей для участия в них подпадает под статью и наказывается лишением свободы вплоть до десяти лет тюрьмы.
В Полиции безопасности говорят, что Бенес Айо, как только попадет в руки правоохранительных органов Латвии, сразу же будет взят под стражу и привлечен к ответственности за незаконное участие в вооруженном конфликте за пределами Латвии.
В свою очередь в Управлении по делам гражданства и миграции Латвии, как сообщила пресс-секретарь Санта Йонате, изучается возможность лишения Бенеса Айо гражданства Латвии. Впрочем, сделать это смогут, скорее всего, только после того, как точно установят, получил ли он паспорт какой-либо другой страны.