План "Наивных путешественников" потерпел неудачу, поездка завершилась раньше срока в первой трети пути из-за вмешательства Службы безопасности Украины, но это вовсе не означает, что результат не достигнут. Как раз наоборот. Правда, здесь я вынужден раскрыть карты и признаться, что наш проект был вовсе не об Украине, а о нас, живущих в такой европейской и цивилизованной Латвии.
В одном из первых анонсов поездки мы обещали, что зрителей ждет арт-перформанс. На это мало кто обратил внимание, и зря. Я действительно задумывал проект как флешмоб. Сама по себе Украина, как и любая другая страна, мне была интересна меньше, чем то, как сказываются события там на наше общество здесь.
При этом никого не интересовала правда о происходящем — здесь у нас воевали не за знания, а за веру. Отстаивали свою точку зрения, категорически отказывая оппоненту в праве иметь другую. Я отправился увидеть все своими глазами, вернулся и понял, что мои рассказы никому не нужны — диванные эксперты все знают лучше меня.
Нынешней весной мы уже дуэтом с Алексеем Стетюхом вновь спросили у общественности: не хочет ли она спустя два года все-таки попытаться разобраться, что же происходит на Украине? Мы были готовы объективно рассказать о ситуации сразу с двух точек зрения, не гарантировали, что найдем правду, но обещали не врать.
Нам дружно ответили: "Нет, не интересно!", и горячая дискуссия, призванная доказать отсутствие интереса, не утихала целую неделю.
Собственно, это уже и был проект "Наивные путешественники". Уже на этой стадии я с любопытством наблюдал за нашим обществом и делал первые выводы. Например, что нам совсем не нужна новая информация, если только она плотно, без зазоров не укладывается в имеющуюся картину мира.
Что мы уверены в ангажированности любых СМИ и в односторонней подаче материалов, в том, что каждый журналист выполняет заказ редакции или отрабатывает деньги спонсора, купившего его с потрохами. Лучше бесплатная ложь, чем самостоятельно оплаченная честность.
Показательным моментом стало оформление документов. Если с российской стороны потребовалась только стандартная виза, то с украинской нам пришлось обратиться за помощью в посольство и обзвонить несколько министерств.
Проверка в СБУ, аккредитация в Министерстве обороны, уведомление штаба АТО, согласование въезда в Крым с Министерством информационной политики и миграционной службой, копии паспортов, журналистских удостоверений, заявления от редакции, нотариально заверенные переводы личных данных…
Мы так долго уезжали на Украину, что одни сборы и проводы тянули на отдельный журналистский проект. Что касается самой поездки, то, конечно, помимо содержания нам важна была форма.
Мы испытывали Украину на прочность не предательскими ударами исподтишка, а открытостью и наивностью. Не скрывая мотивов и целей, не маскируясь и не подчищая биографию, мы собирались вести себя в стране точно так, как вели бы себя дома или в любой другой европейской стране.
Передвигаясь на хорошей и заметной машине, ночуя в отелях и обедая в ресторанах, делая селфи у достопримечательностей. Общаясь с людьми, наивно сообщая подробности о себе и прямо задавая неудобные вопросы.
И, надо сказать, украинцы легко прошли проверку. Но только те, с кем мы общались лично.
Будь то львовские учительницы, запугивающие страшилками о массовых расстрелах жителей Крыма, или успешный предприниматель. Ярый националист из Житомира или устрашающего вида бойцы добровольческого батальона. Влиятельный публицист, автор теории о необходимости депортации жителей Донбасса, или редактор телеканала, убеждающий нас в свободе украинской прессы, но при этом просивший не раскрывать имени.
Со всеми мы находили общий язык, долго спорили за кадром, но всегда расставались друзьями. Одна женщина-волонтер, регулярно бывающая с гуманитарной миссией на передовой под обстрелами, честно призналась, что готова была схватить топор и зарубить Алексея после первых же его слов о том, что два года назад он освещал события в Луганске для российского телеканала. Однако после знакомства и диалога она стала нашей главной защитницей.
Виртуальные оппоненты в интернете объявили нас врагами. Не выслушав, не поняв, не предоставив возможности объясниться. Меня нисколько не удивило такое поведение украинцев, потому что в этом они ничем не отличаются от латвийского общества.
Мы также не готовы выслушивать носителя иной точки зрения, даже если не знакомы с его мнением, а только слышали пересказ. Мы с веселым азартом подключаемся к травле неугодных, особенно когда она уже в разгаре и ее массовость позволяет оставаться анонимным и обеспечивает безнаказанность.
И точно также государственные институты откликаются на общественное возмущение, пытаясь выглядеть компетентными, но не вникая в суть и предпочитая наказывать и запрещать, а не разбираться.
Так поступила СБУ, сперва заявив, что якобы не выдавала нам аккредитации. Тем самым она сняла с себя ответственность за пребывание в стране двух журналистов, ведущих "антиукраинскую" деятельность. Но после официального вмешательства посольства Латвии вынуждена была юлить и выдумывать все новые придирки, лишь бы не попасться на лжи и не потерять авторитет в глазах интернет-общественности.
Да, мы благодарны посольству Латвии за защиту своих граждан. Но не могу не вспомнить про депутата Сейма, у которого я просил помощи, а в ответ получил требование сначала оправдаться в обвинениях в пророссийской позиции, выдвинутых СБУ. Так что да, в этот раз родное государство встало на мою защиту, но я совершенно не удивлюсь, если в следующий оно повернется против.
Мы покинули Украину, не проехав и полпути, но наш проект на этом не закончился. Он про Латвию, и здесь он продолжается. Друзья и знакомые, часть которых нас поддерживает, а другая — критикует и сожалеет, что мы легко отделались. Читатели, одни из которых видят в наших публикациях заказ госдепа США, другие — "руку Москвы". Коллеги и СМИ — игнорирующие и выказывающие интерес. Разве это провал для проекта, сделанного буквально на коленке двумя энтузиастами?
"Наивные путешественники" всего лишь закрыли одну главу, но впереди новые поездки и интересные места. Не обязательно конфликтные или потенциально опасные, но обязательно связанные с Латвией, с нашим государством и обществом. Оставайтесь с нами.