РИГА, 27 июл — Sputnik. Министерство финансов и Министерство Юстиции хотят запретить госслужащим хранить дома больше 7 тысяч наличных евро, сообщает Mixnews.ru со ссылкой на Русское вещание LTV7.
На стадии согласования в Минфине находится документ, согласно которому максимальный объем наличных средств, который чиновники смогут указать в декларации о доходах, составит 20 минимальных зарплат, то есть порядка 7000 евро. Все, что больше этой суммы, придется положить в банк. Такое предложение ранее выдвигало и Министерство юстиции, но сумма была другая — 15 тысяч евро. Однако и на 7 тысяч в Минюсте согласны.
К примеру, когда бывшего главу Латвийских железных дорог Угиса Магониса задержали с суммой около 500 тысяч евро, у силовиков возникло подозрение, что Магонис получил взятку от одного из самых богатых жителей Эстонии Олега Осиновского. Тот почти сразу признал, что давал Магонису деньги, но не как взятку, а "для передачи третьему юридическому лицу", и давать более подробные объяснения отказался.
Во время скандала с нечестными сотрудниками СГД выяснилось, что в их декларациях очень часто указывались накопления в наличных, щедрые денежные подарки от родственников, крупные займы третьим лицам и даже выигрыши в азартных играх. При средней зарплате следователя 800-1000 евро в месяц у многих были указаны накопления в размере 10 000 евро, что равно примерно средней зарплате за год.
Если ограничения будут приняты, то они будут распространяться на 56 000 человек — именно столько в стране чиновников. Из них почти 3000 имеют наличные сбережения, которые, в случае принятия документа, придется отнести в банк.
Высокий номинал делал купюру привлекательной для нелегальных перевозчиков наличных — один миллион в купюрах по 500 евро весит чуть меньше килограмма, а в купюрах по 20 долларов — свыше 22 килограммов. Поэтому в определенных кругах банкнота в 500 евро была известна под прозвищем "Бен Ладен".
В других странах Европы уже давно существуют ограничения при финансовых расчетах наличными, но общих правил до сих пор не существует. Немецкий Минфин добивается единой позиции по этому вопросу во всей Европе, но готов ввести лимит и в одиночку.