РИГА, 13 июл — Sputnik. Бывшая министр внутренних дел Тереза Мэй сегодня официально вступила в должность главы британского правительства. Так же, как Маргарет Тэтчер — предыдущая дама на этом посту – Тереза Мэй представляет партию консерваторов.
Sputnik спросил у российских политологов, каких шагов и сюрпризов следует ожидать от новой первой леди Даунинг-стрит.
На волне Brexit
Дэвид Кэмерон заявил о своем уходе в отставку после всебританского референдума, прошедшего 23 июня, на котором жители туманного Альбиона проголосовали за выход из состава Евросоюза. К 11 июля определился новый премьер – после того, как другие лидеры консерваторов по тем или иным причинам сняли свои кандидатуры, новой хозяйкой Даунинг-стрит стала 59-летняя Тереза Мэй, до того шесть лет занимавшая пост министра внутренних дел.
"Маловероятно, что процесс выхода из Евросоюза будет прекращен, — считает кандидат политических наук, сотрудник сектора проблем национальной безопасности Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Анна Лиловатых. — Скорее всего, он будет активно продолжаться с учетом того, что Европа уже давит на Британию и высказывается о необходимости того, чтобы Альбион скорее обозначил свои условия выхода. Мы знаем, что этот процесс может занять порядка двух лет. Скорее всего, Мэй при участии политической элиты будет вырабатывать свою линию в отношении выхода из Евросоюза".
"Избиратели проголосовали за выход Великобритании из Евросоюза. А в то же время большая часть депутатов парламента была за сохранение членства Британии в ЕС. Поэтому я не исключаю, что в Великобритании в следующем году могут состояться досрочные парламентские выборы".
Россия не в приоритете
Правительство Джеймса Кэмерона в последние годы вело конфронтационную политику в отношениях с Российской Федерацией. Продолжится ли такая политика при Мэй?
"По отношению к России бывший министр внутренних дел Тереза Мэй занимает достаточно сдержанную позицию, — считает Анна Лиловатых. — Данная леди высказывалась по делу Александра Литвиненко (согласно официальной британской точке зрения убитого российскими спецслужбами. – Sputnik) и в свое время принимала активное участие в расследовании этого дела. Можно сказать, что ее участие заключалось прежде всего в негативном освещении этого события. Вместе с тем, мы не видели никаких ярко отрицательных высказываний Терезы Мэй о России".
По мнению Анны Лиловатых, в Великобритании сейчас проблема №1 – Brexit и его последствия, и проблемы внутренней политики имеют больший приоритет, чем внешнеполитические.
Той же точки зрения придерживается и Евгений Минченко.
"На фоне выхода Великобритании из Евросоюза все остальное уходит на второй план, — считает эксперт. — Я думаю, будет та же самая инерционная линия, которой придерживалась Великобритания и ранее".
Перемен не ждем?
У многих людей, как в Британии, так и за ее пределами, вызывает интерес вопрос: будет ли дама-консерватор Мэй вести жесткую политику, как предыдущая "железная леди" Маргарет Тэтчер?
"Терезу Мэй называют второй Маргарет Тэтчер с учетом ее политической линии и склада характера, — констатирует Анна Лиловатых. — Можно предполагать, что она будет отстаивать прежде всего национальные интересы Великобритании и делать это весьма жестко, последовательно, компетентно".
"Если речь идет о новой волне массовой приватизации, которой, собственно, и прославилась Тэтчер, и наступлении на права профсоюзов, то, я думаю, сейчас это крайне маловероятно, — считает политолог. — Поэтому, я думаю, что никаких радикальных реформ, наподобие тех, которые были в эпоху Тэтчер, ожидать не приходится. Мэй приходит к власти после шестилетнего правления консерваторов и сменяет другого консервативного премьер-министра".
Международная политика станет сложнее
Но, вместе с тем, миссис Мэй может преподнести и сюрпризы.
"Если к власти в США придет еще одна женщина-политик – Хиллари Клинтон – международная ситуация может сильно осложниться, — считает Анна Лиловатых. — Образуется весьма интересное трио – Ангела Меркель, Тереза Мэй, Хиллари Клинтон. И это трио будет проводить очень сложную политику, основанную на такой сложной основе, как женская логика".
Евгений Минченко считает, что ссоры между правящими дамами вряд ли возможны:
"Меркель сейчас потирает руки, поскольку выход Великобритании из Евросоюза автоматически означает усиление позиций Германии. Поэтому я думаю, что вопрос субъективного фактора в отношениях этих двух женщин не принципиален".
Латвия и Brexit
В то же время, если процесс выхода Великобритании из ЕС при Мэй все же не будет прекращен, от этого сильно пострадают балтийские республики, полагают аналитики Standard & Poor’s.
По оценкам рейтингового агентства, на первом месте по индексу уязвимости Brexit находится Литва (индекс — 3,44), Латвия – на втором (3,32), Венгрия – третья (2,28), Польша – четвертая (2,03), Словакия – пятая (1,69), Эстония – шестая (1,63).
Наименее подвержена этому влиянию Россия (0,01%), говорится в документе цитируемом Ves.lv
Индекс высчитывался по объемам экспорта в Соединенное Королевство, количеству уехавших работать жителей, денежных переводов, важности инвестфондов ЕС.