РИГА, 23 июн — Sputnik, Евгений Лешковский. Кто не совсем представляет себе, что такое авиационный симулятор, может посмотреть начало нового фильма "Экипаж" — когда герой Владимира Машкова строго экзаменует в кабине самолета стажера в исполнении Данилы Козловского. Корреспондент Sputnik "летал" примерно так же, но только – в Риге.
При латвийской национальной компании AirBaltic работает уникальный по европейским меркам симулятор Boeing 737: на нем обучаются и повышают квалификацию пилоты буквально со всего мира — от России до Латинской Америки.
Симулятор почти космический
Аппарат для обучения пилотов работает в Риге круглосуточно и без выходных. В кабине Boeing по очереди сменяются стажеры и инструкторы — отрабатывают самые разные и опасные нештатные ситуации: любая подобная в реальном самолете может запросто обернуться страшной трагедией. За последних пять лет симулятор проработал 30 тысяч часов чистого времени. А чтобы побывать в этой кабине, надо записываться аж за три месяца. Но для корреспондента Sputnik сделали исключение.
"Вам повезло — случайно образовалось "окно" – немного времени, когда симулятор свободен, а так каждый час до конца лета здесь расписан", — говорит вице-президент по корпоративным коммуникациям AirBaltic Янис Ванагс.
Он, кстати, и сам знает, как пилотировать. Не только работа, но и фамилия "обязывает" летать: Ванагс в переводе "ястреб".
Симулятор, купленный несколько лет назад за миллионы евро (тренажер стоит почти как новый самолет), находится в здании на улице Пилоту, 6 (Пилотная, если по-русски) – близ аэропорта Рига. Здание из стекла, высотой с трехэтажный дом, в котором отражаются проплывающие по небу облака, под завязку напичкано самым современным оборудованием – для работы того самого симулятора. Почти весь первый этаж здания занимает мощнейшее компьютерное оборудование.
Снаружи симулятор ну вовсе не похож на самолет – скорее что-то совсем уж космическое: кажется, подобный объект летал к чужим планетам в новом эпизоде "Звездных войн". Неслучайно самая знаменитая латвийская группа Prata Vetra (она же – Brainstorm) снимала здесь клип – "о том, как в космос летит"…
К слову, здание строили изначально только ради симулятора. Даже фундамент отливали именно под симулятор, который весит 11 тонн и еще дает большую нагрузку, допустим, если внутри пилот отрабатывает "падение самолета".
Тогда симулятор и вправду словно падает: кабина резко опускается к земле – "ноги", держащие ее, вдруг сгибаются в "коленях". Внутри, в кабине, пилот в этот момент разве что перегрузку не испытывает – словно в реальной ситуации, а инструктор может еще "поддать пару": чтобы все кругом заволокло.
Тренажер двигается по шести осям, а полет для проверки уровня профессионализма экзаменуемого смоделирован в трехмерном пространстве. Любые самые навороченные компьютерные игры или спецэффекты в блокбастерах – детский лепет по сравнению с упомянутой программой для пилотов.
Опасно: за штурвалом журналист!
В это время по графику в кабине находился инструктор Ивар Лиепиньш. И мне было пора в полет! Я сел в самое настоящее кресло – как в Boeing, за "окном (экран сделан так, чтобы возникало стопроцентное чувство реальности) — то же самое, что видит во время взлета, полета и посадки авиатор. Инструктор нажимает у меня за спиной какие-то кнопки и… вот она, виртуальная реальность! Меня буквально вдавило в кресло и, кажется, даже уши заложило.
Где и как лететь, инструктор выбирает сам — для каждого учащегося. Мне, например, задали пролететь над Балтийским морем, а потом надо было аккуратно приземлиться. Летел-то я более-менее нормально – то над облаками, то опускаясь пониже к воде, а вот посадка оказалась куда сложнее. Но я все же — о чудо! – под руководством опытного инструктора почти ровно посадил самолет, ну или, может, совсем чуть-чуть полосу крылом зацепил.
Главное, что все пассажиры и команда вроде бы выжили. Или нет? Инструктор интеллигентно промолчал. Так сдал я экзамен, повысил квалификацию – от журналиста до пилота?! Инструктор опять вежливо ничего не сказал…
В кабине ты испытываешь почти все аэродинамические силы как в полете: абсолютное ощущение реальности – и вибрация, и звук. Сейчас уже мало кто знает, что тренажеры, где симулируется полет, изобрели еще в 1912 году и потом только совершенствовали.
Были, например, статичные тренажеры, а изображение на экран-окно передавалось с двигавшихся видеокамер: пилот двигал штурвал и видел, насколько высоко "поднялся" над деревьями и домами, или – как далеко ушел вбок. Эти деревья и дома вырезали из пенопласта, красили в разные цвета и укрепляли на фанерном полотне. Первые такие тренажеры в СССР были для Як-42 и Ту-134.
Но теперь-то совсем другое дело! Пара часов такого "полета" – и ты уже всерьез задумываешься о реальности окружающего мира: может, все в нем просто смоделировано гениями-компьютерщиками в виртуальном пространстве?
Увидев, как у меня блестят глаза после полета, Янис Ванагс улыбнулся. Но для меня-то это была игрушка, а для авиаторов в кабине — сплошные испытания.
"Сегодня вечером тут будут проходить стажировку пилоты из Белоруссии. Из России и Белоруссии к нам приезжают, поскольку в Латвии система обучения "как в Европе" — по всем западным стандартам. А с Запада приезжают, поскольку у нас все дешевле, чем в других странах Европы. Сейчас симулятор на сто процентов загружен", — рассказывает Ванагс.
За последние пять лет в Риге прошли обучение пилоты из 50 стран мира, а иностранцами были 80% стажеров.
Кстати, скоро рядом с этим симулятором появится и второй – место для него есть. Сейчас ведутся переговоры – какой это будет самолет. Но, скорее всего, самый современный Bombardier. Такие самолеты уже есть у AirBaltic, но будут покупать и новые.
Обучение на симуляторе начинается с того, что иностранная компания, обращается к AirBaltic Training (дочерняя компания AirBaltic), и для нее разрабатывается специальная программа, подыскивается время – в зависимости от нужного количества часов. И симулятор – лишь часть обучающей системы.
На всякий пожарный
Конечно, в огромном здании находится не только симулятор. Все помещения подготовлены для обучения и повышения квалификации пилотов, здесь же и разные тренажеры, например, части салонов настоящих самолетов. В этих салонах, опять же, отрабатывают любые нештатные ситуации – от задымления в Boeing до нейтрализации буйного пассажира или незаметного обнаружения опасных предметов среди багажа.
Во всем здании постоянно что-то происходит. В классе на втором этаже, к примеру, читали курс по системе безопасности. Речь шла не только о террористах или буйных пассажирах, но и случаях, когда необходимы аварийная посадка или приводнение.
Рядом с симулятором второй тренажер: внутри один к одному смоделировано сразу два типа салонов самолетов – с двумя креслами в каждом ряду, а напротив – с тремя. Здесь тоже обучают стюардесс. Есть тут даже кукла из особого материала, которую то поджигают, то тушат, то транспортируют: она внезапно "теряет сознание" или должна срочно эвакуироваться из самолета после приземления, скажем, в поле.
Программы обучения в рижском центре сертифицированы Международной ассоциацией воздушного транспорта IATA (International Air Transport Association). И обучающий центр латвийской компании работает по стандартам этой организации. Все правила прописаны четко, чуть ли не для любого действия в самолете нужен отдельный сертификат.
Вы удивитесь, но даже для того, чтобы иметь возможность открывать дверь в пассажирском самолете, та же стюардесса должна получать отдельный документ.
Корреспондент Sputnik поинтересовался у Яниса Ванагса, можно ли ему открыть дверь. Оказалось — нет. Значит, летать над морем и приземляться – пожалуйста, а из самолета выйти – запрещено? Вот она, суровая правда авиационной жизни.