Ретро-жемчужины: мотор-музей показал раритеты прямо на улице Риги

© Foto : Edijs PālēnsРетро-автомобили
Ретро-автомобили - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Уникальные ретроавтомобили оказались особенно хороши на фоне изысканной столичной архитектуры.

РИГА, 21 июн – Sputnik, Марина Петрова. Два ретромобиля выставлены на всеобщее обозрение у входа в кинотеатр Splendid Palace: чехословацкий Tatra 87 и немецкий STEYR 220 Glaser Sport Cabrio. Полюбоваться на уникальные машины можно будет до 2 июля, когда те переедут в здание обновленного мотор-музея.

Руководитель Рижского мотор-музея и экс-мэр Риги Айвар Аксенок уверяет: после того, как музей откроется для широкой публики, там наберется целый ковш жемчуга — сегодня в центре города выставлена лишь малая часть уникальных экземпляров.

Двигатель автомобиля Benz Patent Motorwagen - Sputnik Латвия
На Домской площади показали самый старый в мире автомобиль
"На реконструкцию Рижского мотор-музея ушло три года, она коснулась, в том числе, самого здания. Архитектура поменялась мало, поскольку в 1989 году, когда музей был построен, это был первый проект, реализованный при сотрудничестве с финскими строителями и совершенно по другим технологиям", — рассказывает Айвар Аксенок.

"Сейчас машины можно будет обойти кругом, они будут выставлены в достойном виде, оборудованы различными техническими средствами, чтобы можно было ознакомиться с их историей. Экспозиция получилась интерактивной, тут представлено около 100 исторических транспортных средств", — объясняет Аксенок.

По словам экс-градоначальника, в Риге сохранилось немало уникальных раритетных машин.

"У нас есть единственный автомобиль немецкой марки Selve. К нам даже приезжали гости из Германии и удивились, что это за марка автомашины. А это была достаточно популярная и известная марка, они делали шикарные автомобили в 30-х годах, и у нас в Рижском мотор-музее выставлен в экспозиции единственный сохранившейся в мире автомобиль. Есть также автомобиль "Руссо-Балт". Мы не можем сказать, что у нас он единственный, поскольку в мире до наших дней сохранилось два таких автомобиля, один в Москве, другой — в Риге. Но у нас единственный пожарный автомобиль, который был произведен фирмой "Руссо-Балт", и вообще он был единственным пожарным автомобилем, произведенным в то время", — перечисляет Аксенок.

Чехословацкая звезда

Руководитель отдела реставрации Рижского мотор-музея Гунар Дортанс занимается реставрацией машин уже 40 лет — с того момента, как в Риге открылся Рижский клуб антикварных автомобилей. А в последние 30 лет это стало его основной работой, так что выставленные экспонаты он и вся команда реставраторов собрали буквально по винтику.

"Мне было очень интересно делать этот необычный автомобиль, — рассказывает он Sputnik про Tatra 87 — чехословацкий автомобиль представительского класса. — Он очень важен для нашего музея как необычная страница автомобилестроения 30-х годов".

На самом деле выставленная в Риге машина была выпущена в 1949 году по модели, впервые сошедшей с конвейера в 1937 году. Хотя даже конвейерным производством это назвать сложно — по словам собеседника Sputnik, автомобиль изготавливался под заказ Советского союза, а в партии было всего 10 машин. Именно темно-синих.

"Я всегда придерживаюсь того, если известен оригинальный цвет автомашины, какой она родилась, и номер шасси, и вся история, то нужно делать в точности так же, как и было", — добавляет Гунар Дортанс.

Чехословацкая звезда оказалась в таком плохом состоянии, что на работу по реставрации потребовалось пять лет, трудились сразу несколько мастеров. С одной стороны, процесс усложняла уникальность модели, с другой, как говорит собеседник Sputnik, Tatra 87 очень популярна среди коллекционеров — так что компания Ecorra, которая занимается реставрацией подобных машин, хорошо знакома с ее комплектацией.

© Foto : Edijs PālēnsРетро автомобили
Ретро автомобили - Sputnik Латвия
Ретро автомобили

"Все музеи стараются иметь такую модель в своих коллекциях. Она стала очень популярной после войны, когда двое молодых чехословацких ребят совершили на ней почти кругосветное путешествие. Они ездили по Южной Америке, по Африке, эту машину узнал весь мир. Они делали регулярные репортажи и все, кто видит эту машину, помнят тех путешественников", — объясняет реставратор.

Однако ее уникальность не ограничивается подвигами путешественников. Для своего времени Tatra 87 представляла собой целый комплекс технических новинок.

"Новшество того времени — сидения опускаются и можно спать в машине. В машине есть люк в крыше, который отодвигается. Имеются также панорамное стекло и третья фара впереди машины, что весьма необычно для того времени. Необычно и то, что в машине сзади нет традиционного багажника — там расположен двигатель. Багажник перенесен вперед — между двигателем и задним рядом сидений, — рассказывает Гунар Дортанс. — При такой компоновке задняя часть получается тяжеловатой, но задние колеса являются ведущими — так что ходит она очень хорошо. Эта ласточка разгоняется до 160 км в час, что очень необычно для того времени. Конкуренты похожего класса того же литража — немецкие машины или другие европейские — разгонялись до 120-125 км в час".

Во время войны такие автомобили были доступны офицерам Вермахта, а после войны — космонавтам и советским офицерам. Сейчас, по словам нашего собеседника, Tatra 87 снова готова к подвигам: она почти на ходу, не хватает некоторых деталей, однако в параде ретромобилей она вполне могла бы поучаствовать. Хотя в 1989 году, когда машина только появилась в Баусском филиале музея, в это было трудно поверить.

© Foto : Edijs PālēnsРетро автомобили
Ретро автомобили - Sputnik Латвия
Ретро автомобили

"Самому хвастаться неприлично, но машина, я думаю, сейчас даже чуть лучше, чем с завода, — продолжает собеседник Sputnik. — Это выставочный образец, мастера для выставки всегда делают чуть-чуть лучше: лучше и маляр, лучше и жестянщик, лучше и обивщик салона. Но я горжусь тем, что мы ничего не усовершенствовали. Это закон, и так должно быть: в машине практически все родное. Сложнее всего было с кузовом. На фотографиях видно, какая машина была страшненькая. Задняя часть вообще изготовлена заново, начиная с колеса. Днище новое, пороги новые, передние крылья были в плохом состоянии. Видно, что машина была в авариях".

Кстати, где-то в Латвии есть еще одна такая же Tatra 87 — правда, она находится в частной коллекции. Обе машины проходили процесс реставрации одновременно, так что мастера могли многому друг у друга научиться.

По словам реставратора, такие масштабные работы музеями редко проводятся — как правило, достаточно подкрасить машину. Однако в Рижском мотор-музее пошли сложным путем.

Одна из пяти машин в мире

Второй раритетный экспонат, временно доступный рижанам, — кабриолет STEYR 220 Glaser Sport Cabrio.

"В 1939 году этот автомобиль экспонировался в Берлине на выставке, австрийский консул купил его и привез в Латвию. Потом Австрия как страна перестала существовать, став частью Великого Рейха, и в 1939 году Гитлер прекратил производство этих машин", — рассказывает Sputnik владелец кабриолета Феликс Венецко.

© Foto : Edijs Pālēns Ретро автомобили
 Ретро автомобили - Sputnik Латвия
Ретро автомобили

Когда-то он приобрел его, совершенно ничего не понимая ни в старинных автомобилях, ни в реставрационных работах.

"Это был 1995 год. Мой друг детства предложил мне купить эту машину, но я ему сказал: извини, меня это не интересует — я же ничего в этом не понимаю. Он ходил за мной неделю, может, даже больше. Звонил каждый день и плакал, что если я ее не куплю, то машину увезут из Латвии — на нее уже был  покупатель из Дании. Мой друг — патриот латвийских ретроавтомобилей, и я считаю, что именно он сохранил эту машину. Он меня, наконец, уговорил, но с таким условием, что будет сам реставрировать ее, а я буду инвестировать. Когда я спросил, где находится автомобиль, мне ответили примерно следующее: кузов в Адажи, рама в Марупе, а мотор у него в гараже", — говорит Феликс Венецко.

При этом за машину были заплачены деньги, на которые по тем временам можно было купить три двухкомнатные квартиры, и еще 20 лет были потрачены на ее восстановление.

Но сейчас владелец признается, что совершенно ни о чем не жалеет — в мире существует всего пять таких машин.

Первые годы владелец не придавал значения своей покупке: работы по реставрации то велись, то прерывались. Все изменилось в 2009 году, когда он случайно узнал, что таких машин было произведено всего 20 штук.

"Когда я узнал об этом, я понял, что в моих руках находится бриллиант, который нужно довести до состояния высочайшей чистоты. Поэтому отношение к машине и качество работ уже было на совсем другом уровне, — признается собеседник Sputnik. — И не было никаких ограничений по финансам. Была выбрана самая дорогая кожа для салона — специально для кабриолетов. Над проектом работали самые дорогие и самые лучшие специалисты. В 2015 году этот проект был завершен. Целую зиму машина отстояла в Рижском мотор-музее. В этом году Рижский мотор-музей открывается, и все могут посмотреть на нее".

Машина оказалась настолько уникальной, что даже работники завода, на котором она когда-то была произведена, столкнулись с "живым" экспонатом впервые. Кстати, этот завод в австрийском городе Штайр оказался первым местом, где выставили отреставрированный кабриолет.

© Foto : Edijs PālēnsРетро автомобили
Ретро автомобили - Sputnik Латвия
Ретро автомобили

"Они, конечно, были без ума от этой машины. Австрийцы достаточно тяжелые на эмоции люди, но когда они увидели этот автомобиль, у них в глазах просто был блеск. Они также не ожидали, что такого уровня реставрационные работы могут производить в Восточной Европе. У них самих в Австрии такой машины нет. Ближайшая к ним машина такой марки и с таким же кузовом находится в Баварии в Германии. Еще один такой автомобиль находится в США. В ближайших окрестностях Латвии такой машины больше не существует", — гордится владелец кабриолета.

Сейчас автомобиль на ходу, в нем стоит 6-цилиндровый двигатель в 55 лошадиных сил. Владелец приехал на своем кабриолете в центр Риги, и на нем же собирается вернуться назад в мотор-музей. Примечательно, что машина двигается идеально, несмотря на полное отсутствие современных деталей — к процессу реставрации мастера подошли с полной ответственностью.

© Foto : Edijs Pālēns Ретро автомобили
 Ретро автомобили - Sputnik Латвия
Ретро автомобили

"Она оригинальна на все 100%. В машине вы не найдете ни одного винта, который сделан под современную крестовую отвертку. Все винты были сделаны из нержавеющей стали и только под отвертку минус. И это была самая большая морока — найти вот такие вот старинные винты, ничего другого вкрутить там нельзя было. Болты и гайки, например, годились такие же, они не поменялись с тех времен, а с шурупами и винтами была просто трагедия и катастрофа. Их изготавливали по спецзаказу. Один двигатель делался ровно год, два года работали краснодеревщик с жестянщиком. Они работали вместе, чтобы восстановить кузов, потому что если в машине стоял бук, то вместо него нельзя поставить обычную березу. Сначала мы делали анализ дерева. Боковые подлокотники у нас были оригинальные, но на переднюю панель красный бук специально заказывали из Баварии, и мастера делали эту панель полтора года", — вспоминает собеседник Sputnik.

Трасса Бикерниеки в Риге - Sputnik Латвия
Трасса Бикерниеки в Риге
Лента новостей
0