Латвийская знаменитость Андрис Дамбис, участвовавший в соревнованиях и в чилийской пустыне Атакама, и в горах Колорадо, и еще много где, недавно построил электромобиль-дрэгстер, на котором планирует побить мировой рекорд скорости на дистанции 402 метра — за 7 секунд. Машина сейчас разгонятся за 1 секунду до 100 километров в час!
Корреспондент Sputnik встретился с Андрисом в его мастерской — за четыре часа до вылета в США для участия в легендарных гонках по высокогорью. Гонки Pikes Peak International Hill Climb проходят в штате Колорадо. Второе название этих соревнований — "Гонка в облаках".
Большинство бензиновых автомобилей в условиях сильно разреженного воздуха "выдыхаются", а электрический болид Дамбиса буквально взлетает на высоту более 4 тысяч метров. В июне в Пайкс-Пик пройдут юбилейные – сотые соревнования.
"РАФики" — первые в СССР электромобили
Те, кто в Латвии ранее не слышал о гонщике Дамбисе, сильно удивляются, узнав, что это за человек такой и как он сам строит машины в обычной с виду мастерской на окраине небольшого городка Огре. Да и я сам чуть не проехал на машине мимо, казалось бы, самых обычных ангаров – той самой мастерской.
Признаюсь, взгляд вначале даже не зацепился и за множество старых микроавтобусов рядом. А ведь они, эти самые микрики – вторая страсть Андриса: он стал их коллекционировать лет восемь назад ради сохранения истории производства на Рижской автомобильной фабрике (РАФ).
Первые микроавтобусы в СССР начали строить именно в Риге на РАФ. И уже в шестидесятые годы прошлого века там делали "РАФики"-электромобили. На машинах тех лет, а особенно в 1970-х в качестве эксперимента, делали и гибридные двигатели. На одной модели стоял мотор от «Запорожца», который «крутил генератор» — и давал ток электромотору. В том числе именно на «РАФ» делали электро-микрики, на которых возили участников Олимпиады-80 в Москве.
Один из таких электро-микриков Дамбис полностью восстановил. Более того, использует его у себя в мастерской для «лабораторных» экспериментов, тестов, при изготовлении собственных электродвигателей (от и до!) — для гоночных автомобилей, которые строит там же. Речь идет о "РАФике" 1970 года (когда-то на нем можно было разогнаться только до 50 километров в час и проехать без дозарядки 20 километров). А машины 1982 года выпуска использовали как опытные образцы в некоторых московских таксомоторных парках…
Другие его "РАФики" (в основном – обычные, бензиновые) ждут своего часа на большой стоянке-музее под открытым небом. В центре экспозиции так называемый «круглый» «РАФ-977» – первая модель, которую стали выпускать на фабрике в 1960-м. Два "РАФика" Андрис полностью восстановил – и сам ездит на них, еще парочка была отремонтирована (не то слово!), в том числе и для знаменитого Рижского мотор-музея.
— Иногда эти экспонаты отсюда увозят – коллекционеры, которые микроавтобусы восстанавливают, — рассказывает Андрис. – Но, понятно, таких энтузиастов мало. Я, если честно, сюда больше старые "РАФики" не привожу: места уже нет. Да и других дел полно. Вот, например, сейчас поговорю с вами – и на самолет до США. Кстати, мой гоночный автомобиль, электроболид, для соревнований Pikes Peak International Hill Climb уже погружен "в полет".
"Оскар" made in Latvia – на 100%
В начале 1990-х Андрис Дамбис создал автомобильное предприятие Ogres Servisa Centrs (OSC), где уже в новом веке и построил свои первые вседорожники OSCar («Оскар»), на которых он первый от Латвии участвовал в ралли-рейдах легендарной гонки "Дакар". Спустя время ему стали поступать заказы от других гонщиков на изготовление таких автомобилей, которых в общей сложности Андрис сделал 15 штук.
А в 2010-м Дамбис объявил о начале строительства первого латвийского гоночного гибрида OSCar eO. Он должен был стать первым гибридом для участия в гонках "Дакар", и в 2012-м успешно прошел гонку. Также на этих автомобилях наш герой участвовал в ралли "Шелковый путь" (на территории России, а также стран Центральной и Восточной Азии) и "Трансориенталь" (Санкт-Петербург-Пекин).
Но чем его обычные гоночные машины не устраивали, почему вдруг решил переключиться на экспериментальные электромобили? Дамбис отвечает, что за 30 с лишним лет, сколько он вообще занимается реконструкцией и строительством машин, перепробовал все на свете – и решил сделать что-то новое просто из интереса.
— И я, как гонщик, вижу многие преимущества электромобилей: они сходу набирают большую скорость, а потом ровно – и только по возрастающей, — говорит Андрис. – Во многих гонках электромобили в выигрыше, например, по горам, где часто автомобили с двигателем внутреннего сгорания глохнут. Хотя и не для всех гонок подходят электромобили, в лучшем случае – гибриды, как например, для "Дакара". Там ведь огромное расстояние — по территории Аргентины, Чили, Перу. Участникам надо преодолеть 9 000 километров по сложнейшей пересеченной местности. И там электричество "включается" в машине фактически лишь к финишу.
Наперегонки со скоростью
Зато гонки дрэг-рейсинг по трассе на классической дистанции четверть мили (или 402 метра) – для электромобиля самое то. Там машине важно сходу максимально разогнаться – и прийти первой к финишу. В этих гонках можно участвовать на разных машинах, в том числе и на типичном дрэгстере: длинной, предельно облегченной, с огромными задними колесами.
— Передняя часть машины, включая кабину, – здесь все строго по правилам дрэг-рейсинга для такого типа автомобилей, а все, что дальше, – это уже полет фантазии мастера, — показывает Дамбис. – Там и двигатель (в нашем случае — электродвигатель) может быть на сто процентов авторским, и сама конструкция машины – тоже, равно как и разные оригинальные детали, чтобы автомобиль резвее набрал максимальную скорость.
Эту машину, как и наши "Оскары", мы тут делали своими руками полностью: и всю исключительно точную и надежную электронику (с ней экспериментировали на "РАФике") для двигателя, и большие детали – как каркас, обшивка машины, и прочее. К слову, в электромобиле стоит мотор, который обычно в самолетах используется; вместе с инвертером он стоит в комплекте около 20 000 евро…
Дрэгстер построен для того, чтобы в этом году, скорее всего уже в августе, поставить мировой рекорд скорости. На данный момент рекорд в дрэг-рейсинг – 7,2 секунды, за которые машина проехала четверть мили. Сейчас у нас пока – 7,6… Пока мы достигаем скорости 285 километров в час, а ускорение до 100 километров в час — за 1 секунду.
На этой машине мы побили европейский рекорд скорости – в этом году на трассе в Швеции, а в августе отправимся в Германию ставить мировой рекорд. Неважно, где именно ставить рекорд. Только в Латвии этого делать нельзя, тут нет подходящей трассы не только потому, что магистрали плохие, а потому, что дорога должна иметь специальное покрытие – для лучшей сцепки колес с полотном, — говорит Андрис.
Спрашиваю у Дамбиса о будущем автомобилей: вскоре все станут электрические? Однако мастер не считает, что будущее только за ними, останутся и бензиновые, и дизельные. Но то, что станет в разы больше электромобилей и авто с водородным двигателем, — это, по мнению Андриса, стопроцентный факт. Что же касается Латвии как автомобилестроительной державы, то и здесь, по словам Дамбиса, все неоднозначно.
— В Латвии сейчас большое производство невозможно, слишком маленький рынок и мало людей. Но здесь есть талантливые люди, поэтому можно вкладывать деньги в эксклюзивное производство. К примеру, вот, как здесь, в обычной на первый взгляд мастерской, можно делать эксклюзивные гоночные автомобили – равных которым нет в мире, — подчеркивает Андрис Дамбис.