Западным лидерам необходимо срочно изменить свою точку зрения, пока весьма прохладные отношения с Россией не переросли в полномасштабную вторую холодную войну, считает Тед Гален Карпентер, старший научный сотрудник Института Катона, редактор National Interest. Перевод его статьи публикует портал ИноСМИ.
Сохраняющаяся напряженность может еще больше усилиться и перерасти в вооруженный конфликт с применением ядерного оружия. И, в отличие от первой холодной войны, когда основную долю вины за конфронтацию несла Москва, на сей раз эта сомнительная заслуга принадлежит Соединенным Штатам и их союзникам.
Решение НАТО развернуть четыре дополнительных батальона в странах Балтии и в Польше является очередным свидетельством того, что западные руководители с полным безразличием относятся к тому, как их действия будут восприняты в Москве. Очевидно, они полагают, что столь энергичная демонстрация решимости отстаивать безопасность уязвимых восточных членов альянса запугает Кремль и вынудит его отказаться от новых мер принуждения. Похоже, этим руководителям невдомек, что даже разумные и трезво мыслящие россияне могут усмотреть в действиях НАТО угрозу коренным интересам безопасности России.
В обеих партиях существует широко распространенное мнение о том, что Россия — агрессивная экспансионистская держава.
В новом докладе фракции Республиканской партии в палате представителей под названием "Обеспечение американской безопасности посредством лидерства и свободы" выражена полная поддержка таким взглядам без каких-либо значимых оговорок. И конечно же, внешнеполитическая и оборонная команда в администрации Обамы исходит из таких же предпосылок.
Все эти регионы имеют совершенно очевидное стратегическое значение даже для такого российского правительства, где господствуют исключительно оборонительные настроения.
Некоторые геополитические действия Москвы могут показаться грубыми и даже жестокими. Это проявилось в ситуации с Южной Осетией и Абхазией, Крымом и Донбассом.
Но здесь стоит задать себе вопрос: неужели эти маневры были более грубыми и жестокими, чем насильственное отделение Косова от Сербии при поддержке НАТО, или чем действия члена альянса Турции, которая отрезала северный Кипр от основной части страны? А ведь у России гораздо более серьезные основания для таких действий, и касаются они прежде всего ее безопасности.
Американцам в особенности следует спросить себя, когда и по какой причине судьбы таких стран, как прибалтийские республики, Грузия и Украина, стали относиться к сфере жизненно важных интересов безопасности США.
Все дело в том, что сегодня мы считаем их безопасность настолько важной, что готовы идти на риск военной конфронтации и даже полномасштабной войны с Россией. А поскольку Москва обладает крупным ядерным арсеналом, такие действия является полным безрассудством.
Не надо забывать, что до распада Советского Союза, а также в другие периоды в истории Российской империи эти страны находились под непосредственной властью Москвы. Например, пока генеральный секретарь Коммунистической партии Советского Союза Никита Хрущев в 1954 году не подарил Крым Украине, этот полуостров входил в состав России — с 1783 года. Тогда власть Москвы над этими регионами не имела ни малейшего значения для США.
Умные великие державы с уважением относятся к зонам безопасности и сферам влияния других великих держав. География важна. Ни одной крупной стране не понравится, когда другое государство осуществляет военное проникновение в ее непосредственное географическое окружение. Представьте себе реакцию США, если у альянса во главе с Китаем или Индией появятся клиентские государства в зоне Карибского бассейна или в Центральной Америке, и они начнут размещать там свои войска. Мы совершенно справедливо посчитаем такое поведение исключительно опасным.
Почему же в таком случае мы полагаем, что русские должны иначе относиться к действиям НАТО в Прибалтике и на Черном море? Нынешний политический курс чреват трагическими инцидентами, которые могут произойти в любой момент.