РИГА, 15 июн — Sputnik, Марина Петрова. Инициатива о сносе Памятника победы в Пардаугаве появилась на портале manabalss.lv и набрала необходимые для передачи в Сейм 10 000 подписей.
О своих целях авторы петиции говорили так: "Восстановить важное символическое значение места для латвийской государственности. Площадь Победы в столице во время независимой Латвии была названа и обустроена в честь важной победы Латвийской армии над войском Бермонта. Это площадь победы Латвии, а не площадь победы армии СССР. (…) Нынешняя площадь Победы часто создает ненужную конфронтацию и культивирует антигосударственные действия".
Деньги найдутся
Авторов петиции не смутил ни размах, ни возможные издержки восстановления "идеологического консенсуса": для этого пришлось бы не просто переименовать и парк, и памятник, но еще и снести и перестроить большое количество сооружений, включая жилые дома, — не только на территории, непосредственно прилегающей к памятнику Победы, но и практически во всем районе.
Они даже указали возможные источники финансирования: надо собрать пожертвования, получить госдотации и попросить компенсацию от России.
После того, как петиция набрала необходимые 10 000 подписей, она поступила на рассмотрение Комиссии Сейма по мандатам и этике. На самом деле подписи были собрано еще в 2013 году, а на рассмотрение Сейма авторы петиции принесли ее только в 2016 году. Свою нерасторопность они объяснили желанием перестраховаться — хотелось собрать побольше подписей, чтобы петицию не развернули из-за большого количества брака.
Еще один нюанс, который смутил политиков — подписаться под инициативой могли все граждане Латвии, включая тех, кто живет, например, в США. А вопрос касается в первую очередь рижан, у которых под боком должно было появиться несколько монументальных сооружений не всем понятного предназначения. Но авторы отговорились особым статусом Риги — раз город является столицей, то и решения о ее образе должны принимать все.
То ли снести, то ли перенести
По словам главы профильной комиссии Виталия Орлова, проигнорировать петицию Сейм не мог. "Порядок таков: инициатива, собравшая достаточное количество голосов, передается на рассмотрение в Сейм. Парламент отдает на проверку все подписи, после чего в течение месяца он должен пригласить и выслушать заявителей, что мы и сделали", — говорит Sputniku депутат.
Выслушать авторов надо не только потому, что так требует процедура, но также из чисто прагматических соображений — иногда реальные цели отличаются от указанных в петиции. Так получилось и на этот раз.
"Во время заседания комиссии один из авторов инициативы сказал, что его конечная цель — добиться, чтобы памятник Советским воинам-освободителям Риги был демонтирован и перенесен в другое место по примеру Бронзового солдата в Эстонии.
А в заявлении написано, что они хотят поставить информационные щиты с пояснением, что это памятник оккупационным солдатам и войскам. И второе — что хотят вернуть исторический проект 1938 года", — продолжает Виталий Орлов.
По его словам, проект времен первой республики отличается весьма экстравагантным исполнением — в духе 30-х.
"Последнее решение, касающееся площади Победы латвийской армии над войском Бермонта, подразумевало создание комплекса, в котором была бы эстрада для проведения Праздника песни. На территории также должен был располагаться стадион, 60-метровая стелла с горящим факелом. Все это была архитектура в стилистике Третьего рейха — большие, фундаментальные, глобальные объекты. Авторы инициативы предлагают вернуться к этому проекту", — рассказывает политик.
Мемориал защищен договором
Однако это еще не самая большая проблема. По словам Виталия Орлова, между Латвией и Россией заключен межгосударственный договор о памятниках, мемориалах и местах захоронений.
"15-й пункт этого соглашения защищает мемориалы, — продолжает наш собеседник. — По мнению латвийского МИДа, памятник Советским воинам-освободителям Риги также относится к этой категории. Кроме того, в этом договоре есть пункт, который запрещает принятие односторонних решений с каждой из сторон.
То есть, если российская сторона захочет что-то сделать с памятниками, которые попадают под эту юрисдикцию, то она должна начать переговоры с латвийской стороной. И латвийская сторона не может в одностороннем порядке что-то предпринять без согласия второй стороны".
После того как депутаты парламентской комиссии ознакомились с петицией и ее авторами, они решили запросить экспертную оценку Министерства иностранных дел и Рижской думы.
МИД должен сообщить, не противоречит ли народная инициатива международным договорам, Дума — возможна ли практическая реализация проекта времен первой республики.
Письмо от МИДа уже получено, и в нем говориться о том, что памятник защищен договором между правительствами Латвии и России от 1994 года. Кроме того, памятник попадает под действие межгосударственного Договора о социальной защите проживающих на территории Латвии российских военных пенсионеров и членов их семей, где есть пункт о сохранении мемориальных построек.
Рижская дума письменный ответ пока не прислала, но мэр столицы Нил Ушаков позицию самоуправления публично обнародовал. По его словам, проект нереализуем, потому что в противном случае пришлось бы снести половину района.
"Снести надо было бы недавно построенную многомиллионную Национальную библиотеку, а также здание Swedbanka "Солнечный камень", две гостиницы — "Maritim" и "Radisson SAS Daugava". Надо было бы снести также Железнодорожный музей, "Zelta boulingu" и здание бывшего Дома печати, а также более десяти жилых домов", — написал градоначальник на своей страничке Facebook.
Политики не готовы спорить
Удивительное единодушие в данном вопросе проявили не только МИД и РД, но и депутаты профильной комиссии.
"Это был первый случай, когда во время заседания комиссии никто, кроме меня, не дебатировал, — признается Виталий Орлов. — Никогда у нас такого не было. Любая инициатива всегда вызывала дискуссии. Даже сбор подписей под инициативой "Земля Латвии — только для граждан Латвии". Были те, кто ее поддерживал, и те, кто противился. Здесь же — тишина. Судя по настроению коллег, я понял, что вопрос очень чувствительный. Никто даже не попытался каким-то образом поддержать проект, или заступиться за него".
Разумеется, у депутатов еще будет возможность высказаться. Комиссия соберется на заседание уже летом, чтобы депутаты смогли ознакомиться с позицией МИДа и РД, а также проголосовать за саму петицию. Или против нее. Потом — независимо от исхода голосования — петиция будет рассмотрена на пленарном заседании Сейма.
Ведущий исследователь Института социальных и политических исследований Латвийского университета политолог Андрей Бердников считает, что мнение парламента за это время не изменится.
"Сам я эту инициативу, конечно, не поддерживаю и уверен, что она не найдет достаточной поддержки и в парламенте Латвии, — говорит он Sputnik. — Во-первых, ситуация в сфере безопасности привлекает внимание не только российских СМИ, но и международных организаций, посольства США. Под Безопасностью понимается не только внешняя, но и внутренняя — чтобы общины жили спокойно, без ненужной напряженности".
по словам эксперта, часть латвийских политиков относят себя к европейскому истеблишменту и считаются с мнение Европы и мнением США. Они постараются избежать напряженности, которая неизбежна в случае сноса памятника Победы.
"Эта радикальная инициатива затронет чувства русскоязычного населения Латвии, поскольку памятник Советским воинам-освободителям в Риге стал для него объектом самоидентификации, — продолжает наш собеседник. — Ни один памятник в Латвии не собирает в таком количестве русскоязычную общину. 9 мая — это праздник, который действительно является массовым. Поэтому любой здравомыслящий человек понимает, что недовольство может перехлестнуть через край.
Русские не допустят сноса
А вот глава Русской общины Латвии Владимир Соколов считает, что в латвийской политике возможно в том числе невозможное — например, серьезные попытки продвинуть инициативу о сносе Памятника победы.
"Определенной группой политиков, которые хотят удержаться у власти, этот вопрос может быть использован в предвыборных целях", — говорит он Sputnik.
Однако Соколов уверен: русская община этого не допустит. "Для русской общины Латвии этот памятник — не только Победы, но и тех жертв, которые были принесены ради нее. Он ни в коем случае не направлен против латышей, — говорит он. — Для нас это символ Победы. Он вызывает эмоциональный подъем, и я не думаю, что с этим стоит играть".