РИГА, 12 июн — Sputnik, Владимир Дорофеев. Дорога к Богу у каждого своя. Можно сколько угодно говорить, что Бог един, только веры разные, вот только не похож Христос на Одина или Будду. Экуменические мероприятия, подобные Ночи церквей, призваны отыскать в душах людей главные христианские ценности: найти маленький огонек и затеплить лампадку.
Что может быть общего между православным и методистом реформатором? Может быть, стремление к прощению, попытка полюбить не только ближних, но и дальних, любовь к душевной чистоте? Гуляя по разным церквям в эту ночь, мы то и дело натыкались на различия, но все же стремились найти некие общие христианские ценности, которые помогут объединить наше запуганное, разгневанное и потерявшееся общество. Хотели найти что-то общее в христианских маяках, которые питают Веру, Надежду и Любовь прихожан.
Сорок храмов в Риге и около 200 по всей стране были открыты этой ночью для экскурсий и поиска бога. Тысячи людей заглянули на огонек свечей и на звук молитв. Если хоть один из экскурсантов неожиданно для себя нашел дорогу к Богу и захотел вернуться в храм, наверное, это мероприятие было не зря.
Недоверие ортодоксов
Пожалуй, самыми спокойными были в эту ночь молельные дома старообрядцев. Их просто не открыли в суетное ночное время. В прошлом году один молельный дом в Латгалии был открыт, а в этом — ни одного. Просто некогда суетой заниматься.
Охранник пустил нас буквально в последний момент, когда уже закрывал двери. В храме было пусто, лишь одна женщина о чем-то истово и молча молила Иисуса. Сам храм, прекрасный и пустой, по сравнению с другими заполненными церквями, наводил на грустные мысли.
— Много ль было народу?— спросили мы охранника.
— На вечерней службе, как всегда, полхрама, а как кончилась вечерня, только ночные экскурсанты заглядывали, так что не очень. Человек тридцать может. Во-первых, дождь. Во-вторых, наши-то храмы каждый день открыты и там, где проходят вечерние службы, допоздна. А эти ночные затеи пока не очень большой энтузиазм у людей вызывают. Во всяком случае, в наш храм в положенные часы куда как больше народа ходит.
Православные – одна из самых больших конфессий в Латвии. Может, поэтому они так неактивны в Ночь церквей. В эту ночь даже может показаться, что в привлечении паствы они очень и очень проигрывают. Но цифры говорят о другом.
Ловим каждую душу
Дольше всех в ночи работали молодые храмы с небольшой паствой. В латгальском предместье светился в ночи армянский храм Григория Просветителя. Он держал двери открытыми до полуночи. Армяне – один из самых первых народов, пришедших к христианству, и сегодня Армянская Апостольская Церковь — одна из древнейших и на протяжении всей истории христианства остается частью "единой, святой, соборной и апостольской церкви" Христовой.
Забежав на огонек, мы восхитились новым для Риги красивым храмом, его внешним абрисом и внутренним убранством. Внутри храма для православного человека все настолько узнаваемо, что близость культур очевидна.
Построили этот храм в 2008 году на собранные народом пожертвования. В Латвии около трех тысяч армян. Церковь получилась красивой, специально для ее отделки привезли из Ирана розовый мрамор, и многие элементы напоминают прихожанам Ереван, "розовый город" (названный так, поскольку многие здания в столице Армении выстроены из розового камня — ред).
Здесь тоже дождь разогнал посетителей. Служительница храма рассказала нам, что если в прошлом году экскурсантами был забит весь храм, то ныне довольно пусто и посетителей мало. Мы спросили зашедшую на огонек парочку, что для них Ночь церквей и что их привело на огонек армянской церкви?
— Любопытство, – дружелюбно ответили Янис и Иева. – Вот уже третий год мы ходим по незнакомым для себя церквям и открываем новую красоту. Церкви вообще очень красивы, иконы пишут люди с любовью и в каждой церкви своя прекрасная грань этой любви.
Также до полуночи был открыт храм еще одного храма национального меньшинства – украинского.
У украинской греко-католической церкви пока своего отдельного храма нет. Вот уже три года в Риге каждый четверг в боковой часовне Рижской церкви Скорбящей Божией Матери проходят службы на украинском языке. Отдельные службы проходили и раньше, но постоянные молитвы стали проходить совсем недавно. Если пару лет назад посетителей было около десятка, то теперь уже более полусотни украинцев нашли свою греко-католическую дорогу к Богу.
Экскурсия и концерт
Самую большую активность проявили, конечно, разнообразные реформаторы. Ведь именно реформация католической церкви впервые заговорила о том, что человек может найти свою дорогу к Богу не только в церкви, а практически где угодно — на концерте, в лесу, дома. Соответственно, и служба может быть какой угодно и на каком угодно языке.
Мероприятия лютеран, методистов и адвентистов удивляли и иногда шокировали. Где-то очень красиво и пристойно пели классические произведения, где-то устраивали в церквях почти шаманские пляски.
Например, в Англиканской церкви, когда мы туда заглянули, группа немолодых прихожанок истово махали руками в танце, уподобляясь голубицам.
— Что это с ними? – шепотом спросил мальчик-экскурсант маму.
— Так они прославляют Бога, – тихонько ответила мама.
— А мне так можно?
— Лучше не надо.
В старой Гертрудинской церкви проходило множество мероприятий одновременно. Наверху чинно пели профессиональные певицы под звучание органа. Внизу в подвале проходили чаепития и несколько групп женщин спорили о Боге, периодически сбиваясь на житейские темы. Смотреть на них было странно. Неужели для таких посиделок нужно ждать именно этой ночи в году? Неужели иначе не собраться?
Многие из экскурсантов взяли при входе карту с загадками, чтобы найти в церкви различные художественные и архитектурные элементы. Так это все вместе и бурлило: кто-то слушал пение и органную музыку, сидя в зале, кто-то даже молился, кто-то при этом осматривал достопримечательности, а кто-то пил чай. Странно? Если честно, есть немного.
Огонек веры
Одна из самых красивых в Латвии служб завершала вечер в Домском соборе. Вел ее архиепископ Ванагс. Предшествовал службе органный концерт. И, знаете, в органной музыке Бог слышен особенно явственно.
Удивительно, но мне, православному, нигде так легко не думается о Боге, как в этом уже давно лютеранском соборе.
Немного мешали настроиться на соответствующий лад скрип и шелест, негромкое переговаривание и щелчки фотокамер, чего обычно на органных концертах стараются не допускать, но, с другой стороны, концерт был бесплатным и зал был полон, несмотря на поздний час.
Когда же концерт закончился и прозвучало приглашение к молитве, две трети посетителей ушли из храма.
Мы из любопытства остались – богослужение обещало быть очень красивым: каждому из оставшихся на него выдали свечку и выключили свет. Потом служители разнесли огонь, зажженный от большой и намоленной свечи, и, передавая друг другу свет, прихожане передавали и улыбки. Когда же весь храм засверкал маленькими свечными огоньками веры, архиепископ начал молитву.
Молитва была самой простой, самой распространенной – "ищите и обрящете, стучите и откроют вам". Текст основной молитвы негромко повторяли все прихожане, и негромкое эхо наполняло гулкие своды храма. После архиепископ медленным, очень проникновенным голосом порассуждал о том, чего ищут тысячи людей в сегодняшнюю ночь в Латвии. А потом призвал помолиться.
Возносить мольбы господу в темном храме со свечой в руке было необыкновенно комфортно. Не знаю, слышал меня Бог или нет, но что-то возвышенное происходило в моей душе. Когда богослужение закончилось и снова заиграла органная музыка, я долгое время не мог встать и уйти. Божий храм на какое-то время выполнил свою функцию и стал домом, покидать который не хочется. И куда все еще тянет вернуться.
Всего в Ночи церквей приняли участие около 26 тысяч человек, причем половина из них в Риге. Более 250 концертов, свыше 150 экскурсий по храмам, 35 лекций на религиозные темы, полсотни творческих мастерских для детей и около 50 храмов организовали молитвенные песнопения Тезе на современные ритмы.