РИГА, 7 июн — Sputnik, Владимир Дорофеев. Вчера в полдень драгуны американской армии стройной колонной вошли в Даугавпилс, чтоб укрепить латвийский боевой дух и внушить жителям Латгалии чувство уверенности. Город встретил кавалеристов с настороженным интересом и без цветов. Впрочем, громких протестов горожан также слышно не было.
Взгляните на визит солдат НАТО в Даугавпилс глазами фотографа Sputnik >>
Драгуны — это средняя кавалерия 16-19 веков. Может выполнять функции легкой кавалерии, гусаров, а может исполнять задачи кавалерии тяжелой, то есть кирасиров. Есть пешие отряды драгун, которые дерутся в пешем строю, а передвигаются как конница.
Едут американские драгуны в рамках миссии Dragoon Ride II ("Драгунский рейд") для участия в международных учениях Saber Strike 2016 ("Удар сабли"). Если отбросить всю эту романтику названий под старину – в сухом остатке получается колонна из 400 единиц бронетехники (бронетранспортеров, пушек и машин поддержки), следующая из Германии через шесть границ в Эстонию, для международных военных учений, в которых принимают участие 13 стран.
В город въезжали не все. На площадь Единения, главную площадь Даугавпилса, прибыли десяток бронетранспортеров и несколько весьма внушительных пушек. Наверное, с самыми коммуникабельными экипажами.
Как бы гости не обиделись
На въезде в город гостей встречал плакат с надписью "NATO you are killers. Yankee go home!" Принимающая сторона в лице военных сил Латвии, проехав за полчаса до колонны, увидела плакат и оперативно вызвала военный грузовик с раздвижной лестницей и группой солдат. Те, срочно вскарабкавшись на рекламный щит, срезали провокационный плакат.
"Я не очень понимаю смысл надписи на этом плакате", — сказал министр обороны Раймондс Бергманис часом позже на пресс-конференции.
"Латвия уже десять лет как страна-участник НАТО. Кто откуда должен уезжать? Это войска нашего альянса, едущие на наши учения. Если кому-то так не нравится НАТО, всегда можно покинуть страну-участницу этого военного блока", — заявил Бергманис.
Впрочем, гости о чем-то предупрежденные, въехали в город совсем по другой дороге. Солдаты сидели на броне и весело махали снимающим их видео- и фотооператорам. Приехавшие военные быстро разложили пушки и установили флаги Латвии, Евросоюза, НАТО и США и приготовились к демонстрации техники. Через десять минут пошел короткий летний дождь, а официальные лица обратились с речами к немногочисленным горожанам, спрятавшимся под зонтами.
Речи под дождем
Интереснее всего говорила госпожа посол, отметившая, что дождь во время выступления — это хорошая американская примета. Летний дождик после этих слов стал стихать и выглянуло солнышко. Также госпожа посол отметила, что цель США — это не только безопасность Латвии, но и повышение благосостояния каждого ее жителя.
"А где печеньки?" — тихо пробурчал себе под нос один из жителей Даугавпилса.
Госпожа посол, не заметив этой нескромной реплики, рассказала, как власти США помогли обновить детский садик недалеко от Даугавпилса, а горожане вежливо поаплодировали ей. Громче всего аплодировали натовские солдаты.
Детская радость
После официальной части жителей допустили до бронетехники и общения с солдатами, и те забурлили вокруг бронемашин. Практически на каждую залезли дети и восторженно приникли к прицелам. Признаюсь, у меня даже сердце екнуло, когда один малыш с радостной улыбкой стал рассматривать нашего министра обороны в прицел крупнокалиберного пулемета, дрожащими руками вцепившись в гашетку.
"No patron!" – с веселой улыбкой успокоил меня чернокожий солдат, увидев мое выражение лица.
Надо отдать должное министру, тот остался совершенно невозмутим и внимательно слушал драгунского полковника, что-то проникновенно объясняющего высшим чиновникам.
Рядом с американскими бронетранспортерами скромно притулились наша латвийская пушка и миномет. Детишки, не делая разницы между американской техникой и нашей, ловили в прицел миномета верхние этажи окрестных зданий.
"Крутишь вот это колесико и наклоняешь ствол дальше или ближе", — дружелюбно объяснял латвийский военный.
Рядом на чистом русском языке двое американских солдат давали объяснения даугавпилсчанам по поводу десантной машины.
"Дети, дети! Подождите! Ваши друзья слезут с брони, тогда вы и лезьте на крышу! Не надо всем сразу – попадаете", — волновались они.
Драгун Марис Щаучунас вот уже 14 лет в США и из них четыре года в армии. Недавно прибыл на немецкую базу и там получил приказ участвовать в этом рейде. И вот колесит по Европе, тревожа белозубой улыбкой сон красавиц уже из шести стран. Отношение к американской армии видит самое позитивное, хотя и понимает, что у кого-то есть и предубеждения против американцев.
Сами американцы абсолютно одинаково реагируют на людей любой национальности. Коллеги Мариса были удивлены, что здесь все знают русский. Еще больше удивляются, когда узнают, что здесь живут русские.
"Дядя, дядя! А можно из вашего пулемета прицелиться?" – пока один из мальчуганов стеснительно спрашивает разрешения, другой, опьяненный возможностью подергать пушки и пулеметы за гашетки, без лишних вопросов льнет глазом к прицелу штурмовой винтовки, висящей у Мариса за спиной, и, подержавшись за винтовку, исчезает в толпе.
"У нас все разряжено, магазины вынуты, оружие переведено в демонстрационный режим, — дружелюбно комментирует Марис. — Понятно же, что у мальчишек голова совсем шальная будет от близости оружия. И далеко не один шаловливый пальчик к спусковому крючку потянется. Мы даем для фото свои винтовки. Но конечно, все же лучше спрашивать разрешения. Вежливость – это правильно".
Медик драгун Наталья Нежинская родом из Харькова. В американской армии всего два года. Для нее армия — это дорога в американский медвуз и путь к американскому гражданству. Солдатам гражданство дают гораздо быстрее, чем другим претендентам. Два года в Америке, служба в армии — и ты гражданин. До приезда в Штаты у нее были иллюзии и предубеждения против Америки, но служба все развеяла. Еще четыре года, и Наташа рассчитывает бросить армию ради медвуза. Не потому что служба пугает или не нравится — просто карьеру она планирует делать в медицине.
"Холодно тут у вас ночью. Мы прошлой ночью в поле спали, на земле. Благо спальники хорошие, можно и на земле спать. Но лицо мерзло", — говорит Наталья.
Хотят ли местные войны
В толпе тележурналисты то и дело берут интервью у местных жителей.
— Скажите, вы довольны, что американские солдаты приехали сюда? Ваше чувство безопасности усилилось?
— Не знаю, — задумывается молодой латыш. — А чего надо бояться? Приехали? Молодцы. Совместные учения? Здорово. Спасать нас от России не надо, все хорошо, спасибо. Никакой тревоги от близости к российской границе я не чувствую.
— Лично мое чувство безопасности от американцев только уменьшилось, – признается на камеру русский парень. – Зачем они сюда с пушками приехали? С Россией войны не начнут? Нам в нашем городе войны не надо. Какие войска я хотел бы видеть на площади? Да никакие! Лучше пусть здесь стояли бы карусели! Я бы такому больше порадовался бы. Нет, я не чувствую опасности от соседства с Россией. Главная опасность нашей страны — это безработица. Из-за нее я должен уезжать на заработок за границу. В какую страну хочу ехать? Да я дома хочу остаться, в Даугавпилсе. А поеду в Англию. И заметьте, не война меня прочь из дома гонит.
Ровно в 16 часов площадь опустела. Еще через час о присутствии военных здесь не напоминало абсолютно ничего. И только бабульки на остановке общественного транспорта пересказывали друг другу подробности визита заокеанских гостей, мешая быль с выдумкой.