РИГА, 31 мая — Sputnik, Владимир Дорофеев. На ежегодном фестивале "Венецианский карнавал в Таллине" первое место в конкурсе костюмов заняла рижанка Кер Сатоми. Праздник в столице Эстонии проводится в шестой раз, и с каждым годом вызывает все больший интерес со стороны местной публики и иностранных участников.
Маска находит человека
Маски Венецианского карнавала не только красивы, но и строго регламентированы. Костюм Терминатора или медведя обречен тут на провал, а вот арлекины и коломбины будут приняты на ура. Неписаные правила поведения Маски требуют, чтобы все ее тело до кончиков пальцев было закрыто костюмом, а лицо – маской. В этом смысл карнавала – стать кем-то совершено иным, нежели в жизни.
"Порою кажется, что это не люди находят костюм, а костюм находит нужного ему человека", – смеется рижанка Кер Сатоми, победительница таллинского Венецианского карнавала.
Она отмечает, что человек, надевающий костюм, полностью меняется — у него появляется другая манера двигаться и говорить, меняются настроение и привычки.
"Но все это волшебным образом отступает, когда человек снимает маску. Тогда он на время вновь становится собой и ведет себя как обычно. Однако маска не зря выбрала себе именно этого человека — она зовет снова надеть ее и измениться", — заключает Сатоми.
Образ Кер Сатоми не совсем венецианский — скорее из фэнтези, но в стиль вписался как родной. Ее маска — это королева баньши Энира из компьютерной игры. Баньши — это такие ирландские призраки, убивающие жутким криком. Сама Кер — небольшая любительница компьютерных игр, но образ ее покорил и пять лет не выходил из головы. Когда Кер приняла решение поехать на таллинский фестиваль, то полгода в свободное от работы время, а иногда и по ночам, готовила свой образ.
Из толпы на сцену
Венецианский карнавал – многовековая традиция маскарада, позволяющая войти в выдуманный образ и выйти из привычного образа жизни. Сменить сословие, род деятельности и привычки. Именно от Венецианского карнавала пошли все известные сегодня маскарады.
"Наш карнавал многослоен, как пирожное тирамису", – шутит основатель и организатор праздника в Таллине Вадим Анцупов.
По его словам, первый слой – это городской праздник с выступлением актеров, танцами… Второй — сам конкурс маски и костюма — главное действо праздника. Сначала все зарегистрированные участники демонстрируют свои костюмы, потом жюри в два этапа выбирает лучший костюм, а участники все время дефилируют по площади и фотографируются со всеми желающими. Затем лучших снова вызывают на сцену, где они получают награды.
"А третий слой нашего праздника — публика, которая год за год приходит посмотреть на этот театр переодеваний, и понемногу переходит от зрительства к полноценному участию", — заключает Анцупов.
Жизнь и смерть костюма
"Карнавал как отпуск, который заряжает тебя энергией на долгое время", — делится ощущениями рижский модельер Светлана Зыбина, получившая призовое место в прошлом году.
"Человеческое восхищение — а хорошо сделанный костюм вызывает именно эти эмоции — дает очень много энергии хозяину костюма. Я уже лет семь делаю костюмы, так сказать, помогаю образам найти себя среди людей", — рассказывает Светлана.
По ее словам, хороший костюм получается не сразу.
"Первоначально он стоит немного — евро 70. Я вот на нынешний вообще не потратила ни сантима, все сделала из материалов, которые у меня и так лежали. Потом костюм обрастает деталями, подробностями, узорами и отделкой и превращается в сказочной красоты вещь, которая стоит уже несколько сотен евро. А в настоящей Венеции — и тысяч евро. И чем больше денег впитывает в себя костюм, тем большую он обретает самостоятельность", — поясняет модельер.
Светлана — широко известный в узком кругу рижских переодевальщиков человек. В швейном деле она профессионал, но многим помогает бесплатно. Пример Светланы — удивительный случай, когда хобби и ремесло человека почти полностью совпадают.
Еще одна рижская участница Венецианского карнавала в Таллине Карина Гриненко рассказала, что начала делать свой костюм начала делать еще в марте, а заканчивает только сейчас — после фестиваля.
"На самом деле это довольно грустно, потому что часто образ становится завершенным уже после фестиваля, а куда ж его оденешь во второй раз? Уже хочется появиться в новом образе. Даешь наряд друзьям поносить, а потом наступает время сундуков. В маскарадное ателье отдавать жалко. Люди не очень-то бережно относятся к взятым напрокат образам, аренда убивает костюмы. Музеев костюмов у нас нет, а жаль. Хотелось бы сохранить прекрасное", — огорчается Карина.