РИГА, 22 мая — Sputnik. Недавно в музее "Аушвиц-Биркенау", где в годы Второй мировой войны находился огромный гитлеровский лагерь смерти, была обнаружена кружка с двойным дном, а в ней – золотые украшения. Сотрудник пресс-центра музея Павел Савицкий рассказал Sputnik Polska, как была сделана необычная находка и в чем ее важность.
В 1940-1945 годах "Аушвиц-Биркенау" был самым большим гитлеровским концентрационным лагерем массового уничтожения людей. Двадцать седьмого января 1945 года советские солдаты заняли Освенцим и освободили выживших узников.
По его словам, в кружке хранились золотое колечко и цепочка, обернутые тканью.
"Это чтобы они при ударе не звенели", — поясняет специалист.
Проба на изделиях свидетельствует, что предметы были сделаны в Польше в период с 1921 до 1931 год. А на дне самой кружки нанесено название польской фирмы по выпуску сладостей и какао.
"Скорее всего, кружку хранила "на черный день" полька еврейского происхождения, ставшая жертвой Холокоста. Эта женщина была, видимо, депортирована в лагерь смерти "Аушвиц-Биркенау", — говорит Савицкий.
Как поясняет сотрудник музея, фашисты намеренно скрывали правду от своих жертв, убеждая людей, будто на новом месте им непременно дадут работу.
"Вот эти люди и брали с собой какие-то ценности, которые могли бы им в трудный момент пригодиться, прятали их — кто как мог. Тем более что все знали — фашисты крадут все подчистую, забирают все подряд. И все же у людей оставалась надежда на спасение", — рассказывает специалист.
"Безусловно, владелица этой кружки с двойным дном очень хотела жить! Это трагичная история загубленной жизни. За каждой находкой всегда стоит человеческая история, к сожалению, в данном случае — это история анонимная, ведь мы так и не смогли узнать имени той женщины", — сожалеет Савицкий.
По его словам, музей зачастую получает в дар от бывших узников лагеря смерти или от их потомков памятные предметы, с подробным рассказом о судьбе того или иного человека.
Савицкий подчеркнул, что одно дело, когда молодые люди в школе на уроках истории слышат от учителей об ужасах фашистских лагерей смерти, и совсем другое, когда школьники своими глазами видят руины строений, где когда-то были печи.
"Важно сохранение памяти через опыт личных переживаний — и через сострадание", — заключает Савицкий.