РИГА, 18 мая — Sputnik. Генсек НАТО Йенс Столтенберг сообщил, что альянс получил рекомендации от стратегических командующих, и они советуют разместить батальоны в нескольких странах на востоке.
"Мы не приняли решения, мы в данный момент изучаем конкретные предложения, мы примем окончательное решение на саммите в июле", — сказал Столтенберг журналистам.
Он прокомментировал усиление присутствия НАТО в Восточной Европе: по мнению Столтенберга, оно соответствует Основополагающему акту Россия-НАТО: "Все, что мы делаем, оборонительно, пропорционально и полностью соответствует нашим международным обязательствам, включая Основополагающий акт Россия-НАТО. Важно помнить, что когда в Акте Россия-НАТО говорится о существенных боевых силах, то, к чему мы стремимся, намного меньше любого разумного определения существенных боевых сил".
"Увеличенное присутствие сил НАТО в восточной части альянса будет полностью соответствовать нашим международным обязательствам, включая Основополагающий акт Россия-НАТО", — сказал Столтенберг.
Глава НАТО посвятил несколько слов ситуации в Грузии и Черногории: Грузия получит поддержку "политическую и практическую", желание Черногории вступить в НАТО — право суверенной страны.
"Я считаю, что саммит НАТО в июле признает прогресс, которого достигла Грузия, и повторит намерение предоставить политическую, а также практическую поддержку Грузии, работая с нею по проведению реформ и модернизации вооруженных сил", — сказал Столтенберг.
"Это основополагающий принцип: любая независимая, суверенная нация имеет право принимать решения о своем собственном пути, в том числе о том, в каких договоренностях о безопасности она хочет участвовать. Черногория решила как независимая, суверенная страна, что она хочет вступить в НАТО, и 28 союзников решили, что они приветствуют Черногорию в НАТО. Поэтому я считаю, что нет никаких причин пытаться отказать Черногории в этом праве — принять собственное независимое решение", — считает Столтенберг.
Отвечая на вопрос, считает ли он необходимым проведение в стране референдума о членстве в НАТО, Столтенберг заявил: "Как Черногория будет принимать решение – ей самой решать, потому что она является независимой демократической страной. Будь то ли решение демократически избранного парламента или другим путем – это решать Черногории".
Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров назвал вступление Черногории в НАТО искусственным решением, которое не добавит безопасности. А официальный представитель МИД РФ Мария Захарова выразила мнение, что втягивание Черногории в НАТО является унижением страны, пережившей бомбардировки сил альянса.
Случится ли в 2017 году война с Россией
Россия и НАТО должны быть друзьями и найти способы договариваться по всем разногласиям, в противном случае Европе не избежать конфликта, возможно, с применением ядерного оружия, считает бывший заместитель верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Ричард Ширрефф.
Ширрефф представил в Лондоне свою книгу "2017 — Война с Россией", в которой приводится придуманный генералом в отставке сценарий конфликта НАТО с РФ, возникшего в результате растущих противоречий и политических ошибок.
"Эта книга о том, что результатом провала действий по противостоянию российской агрессии может стать война. Книга рассказывает о том, как благодаря неверным оценкам и грубым политическим ошибкам НАТО и Запад оказались в состоянии катастрофической войны с Россией. Приводимый мной сценарий возможен, и знакомится с ним очень печально. Но это история и о том, как страница истории может быть перевернута благодаря тому, что достойные люди выражают свое мнение. И эта история – сигнал всем о том, что еще не поздно предотвратить катастрофу", — говорится во вступительном слове к книге.
"У меня есть специальное послание к России. Мы должны быть вместе, мы не должны быть врагами… Нужно говорить и договариваться. Мы должны жить в мире", — сказал Ширрефф, рассуждая о том, какие рациональные меры или действия помогли бы гарантированно избежать конфликта, описанного в книге.
По его словам, история последних лет показывает, что Россия стремится сохранить традиционные регионы влияния страны и даже расширить эту зону. При этом "по действиям последних десяти лет абсолютно понятно, что руководство России уважает сильных и не уважает слабых".
Сейчас Россия видит в НАТО врага, считает Ширрефф. "Именно с учетом этой позиции НАТО следует подходить к проблеме", — добавил он.
В книге он привел вымышленный сценарий вторжения России в Латвию и другие балтийские страны. Отвечая на вопрос о том, по каким критериям он выбрал для своей книги именно Латвию, Ширрефф сказал, что не вкладывал в это какого-то специального смысла, а просто очень хорошо знает эту страну и много раз в ней бывал.
"Это, конечно, вымышленный сценарий, но если произойдет эскалация конфликта, то такое может произойти. И не только с Прибалтикой, но и с Финляндией, Швецией и так далее… В значительной части это может произойти и из-за неверного выбора путей сдерживания", — сказал он.
Отставной генерал отметил, что форма сдерживания России, основанная на увеличении контингента НАТО в Восточной Европе, может быть неудачной, так как вызовет ответные действия.
"С другой стороны, нужно помнить, что российские силы размещены непосредственно у границ (стран-членов НАТО), а мы полагаемся на (американские) силы, дислоцированные в штате Техас за Атлантикой и на группу сил НАТО повышенной готовности в Европе, время развертывания которой составляет двое суток. Это безумие", — сказал Ширрефф.
По его словам, с военной точки зрения НАТО должна иметь в Прибалтике развернутые силы.
Он подчеркнул, что руководство альянса должно проявить мудрость в разрешении противоречий с Россией, отказаться от спорных шагов, но и не демонстрировать слабость, которая была бы неверно истолкована Москвой.
"Что мы можем называть провокационными действиями? Нам нужно закрыть дверь в наш дом. Провокационно ее закрывать? Если у нас есть собственность? Провокационно ее охранять?… Но необходимо помнить, что обострение ситуации может привести к прямому конфликту. И в нем высока вероятность использования ядерного оружия. Необходимо помнить о цене потерь, а она необычно высока", — сказал генерал в отставке.