РИГА, 13 мая — Sputnik. Латвия сама ищет себе врагов и не пытается сосредоточиться на пути дальнейшего развития, заявил бывший президент республики Андрис Берзиньш. Также политик обратил внимание на важность решения проблемы неграждан.
Берзиньш был четвертым президентом Латвии. На этом посту он провел один срок, с 2011 по 2015 год, и стал первым главой государства, который отказался претендовать на второй срок.
"Мы стонем, что являемся слабыми, что на нас нападут. Это лучший способ оправдать свое бездействие. Мы ждем, пока кто-то обеспечит нашу безопасность. Мы ищем себе врагов, но не ищем способы для развития", — сказал экс-глава государства.
Латвийские политики в своих заявлениях допускают возможность нападения России на Латвию. Российская сторона неоднократно указывала, что не заинтересована в эскалации конфронтации где бы то ни было, в том числе и на Балтии.
Навести порядок в доме
Кроме того, в интервью Берзиньш отметил, что Латвии необходимо решить вопрос с негражданами вместо того, чтобы привлекать внимание к относительно небольшому числу беженцев в стране.
Так называемые неграждане составляют порядка 16% населения Латвии. Это постоянные жители страны, преимущественно русскоязычные, которые не получили гражданства Латвии после обретения ею независимости в 1991 году. Они не могут участвовать в выборах и занимать должности в госсекторе.
"Порядок сначала надо навести в своем доме, вместо того, чтобы следить за порядком в доме соседей", — цитирует LETA слова Берзиньша в передаче "900 секунд" на телеканале LNT.
В Латвии до сих пор проживает около 230 тысяч неграждан, напомнил политик. Именно поэтому, по его словам, сложности с беженцами, которых Латвии предстоит принимать, — мелочь по сравнению с нерешенной проблемой неграждан.
Темпы решения проблемы неграждан в государствах Балтии остаются низкими, отметил в апреле глава российского МИД Сергей Лавров.
"Они нам постоянно говорят, что у них все хорошо – число этих неграждан сокращается. Но, по нашей статистике, это количество сокращается за счет того, что люди умирают, кто-то из них отчаялся и попросил российское гражданство, кто-то просто уехал. Темпы предоставления гражданства очень низкие", — сказал Лавров.
"Мы не против их пожелания, чтобы желающие получили гражданство и изучали язык соответствующего государства, но параллельно все европейские нормы требуют, чтобы язык меньшинства сохранялся в обществе, как это делают финны в отношении шведского языка. В Прибалтике закрывают русские школы, хотя на них есть огромный спрос в отдельных частях этих государств. Ссылки на то, что просто нет желающих, являются ложью", — добавил министр.