РИГА, 12 мая — Sputnik. Объем теневой экономики в прошлом году уменьшился до 21,3% от ВВП, говорится в отчете Stockholm School of Economics in Riga (SSE Riga). Этот показатель оказался выше ожидаемого — так, год назад доля теневой экономики сократилась лишь на 0,3% по сравнению с 2013 годом.
В странах Балтии теневой сектор, напротив, вырос: в Литве — до 15% от ВВП (+2,5%), в Эстонии — до 14,9% (+1,7%).
В Латвии большая часть теневой экономики — 44,4% — по-прежнему приходится на незадекларированные доходы. Больше трети — 34,9% — это зарплаты в конвертах, а следующая по значимости составляющая — 20,3% — нелегальные работники.
Больше всего теневой экономики в 2015 году, как и годом ранее, было в строительстве (20,1%), обслуживании (15,3%) и оптовой торговле (13%).
По данным SSE Riga, к уменьшению доли теневой экономики в Латвии привело сокращение неучтенных доходов и серых зарплат.
Несмотря на положительные тенденции, теневой сектор в экономике Латвии по-прежнему больше, нежели в экономике Литвы и Эстонии. В исследовании SSE Riga предприниматели называют крупнейшей проблемой латвийской экономики налоговую нестабильность и непрогнозируемость.
Общее дело власти и бизнеса
Как сообщает LETA, Спиридонов рассказал, что в ходе пересмотра базовых расходов министерств удалось обнаружить 50 миллионов евро, которые могут быть направлены на новые политические инициативы.
В свою очередь генеральный директор Латвийской конфедерации работодателей Лига Меньгелсоне заявила, что новый план будет содействовать сотрудничеству госорганов и предприятий в борьбе с теневой экономикой, так как отношение государства к бизнесу изменилось.
Председатель правления Латвийской торгово-промышленной палаты Янис Эндзиньш считает новый план шагом в верном направлении.
"Положительно то, что в новом плане мы посмотрели на проблему шире и иначе. План должен быть ориентирован на вывод из нелегальной деятельности в легальную", — отметил он.
Председатель правления SEB banka Иева Тетере признала, что в предложениях плана борьбы с теневой экономикой много хорошего.
"Мы сейчас много говорим о том, как изменить налоги и законы, например, отменить акциз на кофе, что не приведет к увеличению бюджетных доходов. Нужно больше говорить о том, что неуплата налогов — это уголовное преступление, которое требует работы со стороны не столько Службы госдоходов, сколько со стороны Министерства юстиции и правоохранительных органов. Я жду более активных действий", — сказала она.
Падал прошлогодний снег
В 2014 году, согласно исследованию Stockholm School of Economics in Riga (SSE Riga), объем теневой экономики в Латвии был почти вдвое больше, чем в соседних странах. Доля теневой экономики в Латвии составляла 23,5% от ВВП. По сравнению с 2013 годом он сократился только на 0,3%.
Наибольший удельный вес в структуре латвийской теневой экономики в 2014 году занимали незадекларированные доходы предпринимателей и зарплаты в конвертах.
По данным исследования компании WorkingDay Latvia, в 2015 году 6% опрошенных утверждали, что получают в конвертах часть зарплаты или всю зарплату.
Лидеры по недоимке налогов
Глава государства Раймондс Вейонис ранее заявлял, что неуплата налогов — главная беда Латвии и нельзя воспринимать серые зарплаты как норму жизни. По словам президента, Латвия является лидером по недоимке налогов среди стран Балтии.
"Мне стыдно, что у Эстонии бюджет составляет более 10 миллиардов евро, а у Латвии, экономика которой больше, более семи миллиардов", — сказал Вейонис.
Вейонис подчеркнул, что для Латвии очень важно перенять опыт экономически развитых стран в создании стабильной налоговой среды. В ответ Рейзниеце-Озола сообщила, что в следующем году существенных изменений в налоговой политике не будет.
При этом в марте были приняты поправки к Уголовному закону, предусматривающие уголовную ответственность для работодателей, выплачивающих зарплату, которая не проходит по бухгалтерским документам. Предприниматель, который в крупных размерах платит зарплаты в конвертах, теперь рискует оказаться за решеткой на срок до двух лет. Крупным размером считается сумма, превышающая десять минимальных зарплат.