РИГА, 9 мая — Sputnik. Сегодня Петр Алаев приглашен на встречу в Бундестаг. В последний раз он видел Берлин, когда бомбил его — Алаев совершил 15 боевых вылетов на пикирующем бомбардировщики "ПЕ-2". А спустя 71 год выступил в Трептов-парке.
Петр Васильевич Алаев родился 26 июня 1922 года в Алтайском крае России, закончил школу, решил стать учителем и начал учебу в педагогическом училище. Еще когда ходил в школу, по вечерам занимался в аэроклубе, со временем научился летать на простеньком самолете "У-2". Не знал тогда, что эти навыки ему пригодятся во время войны.
"Когда заканчивал учебу в аэроклубе, к нам приехали представители военного авиационного училища из Омска и предложили мне учиться у них. Так с третьего курса педагогического училища меня перевели в военное училище и я попал в Красную армию. То что международная обстановка сложная, я знал еще учась на педагога. А когда поступил в военное училище, то помню, комиссар говорил нам: "Договор о ненападении с Германией есть, но надо быть готовыми к любым неожиданностям", — вспоминает ветеран.
"Моей семье во время войны приходилось нелегко. В тылу жили под лозунгом: "Все для фронта, все для победы", соответственно, жизненный уровень резко снизился. А мой отец рано умер, мать одна воспитывала пятерых детей. Я все получаемые на службе деньги пересылал маме. В то время я уже служил в 540-м авиационном бомбардировочном полку. Был командиром экипажа, младшим лейтенантом. Совершил за время Берлинской операции 15 боевых вылетов. После взятия Берлина наш полк получил почетное наименование Берлинский 540-й бомбардировочный авиаполк. Знал, что комендантом Берлина был Николай Берзарин, лично с ним знаком не был, но могу сказать, что нас связывает. Предки Николая Берзарина — выходцы из Латвии, а я сейчас в Латвии живу", — рассказывает Петр Алаев.
8 и 9 мая он находился на полевом аэродроме в районе города Ландзберг примерно в 100 км от Берлина. 8 мая экипажи и самолеты находились в готовности номер один, бомбардировщики "ПЕ-2" были в полной боевой готовности к вылету. Личный состав авиационного полка в полном составе находился на территории аэродрома и ждал приказа на вылет. Но приказа на вылет не поступило.
"В ночь с 8 на 9 мая услышали стрельбу, встревожились. Но выяснилось, что оказывается, караульным передали, что закончилась война, и они произвели импровизированный салют. А затем уже об окончании войны официально объявили по радио. Утром 9 мая было общее полковое построение и командир 183 бомбардировочной авиационной дивизии полковник Ситкин поздравил весь личный состав с Днем Победы! После чего был праздничный обед, фронтовые 100 грамм за Победу и большой концерт художественной самодеятельности", — продолжает он.
После войны Петру Алаеву довелось служить в самых разных местах. Его 540-й Берлинский авиационный полк был оставлен в группе советских войск Германии. В 1949 году он был направлен в Прибалтику. С 1957 году служил на острове Сахалин — почти на 10 тысяч километров восточнее Берлина. В 1960-67 годах снова находился в Германии. А закончил службу в 1971 году в Риге, в должности заместителя начальника штаба авиационного полка. После увольнения из армии осуществил, наконец, свою юношеское желание и 17 лет проработал в школе.
"Сегодня латвийское государство никакого внимания нам не оказывает и не поддерживает ветеранов. Для борцов с нацизмом нет в Латвии никакого статуса. Я не имею права даже носить военную форму и награды", — сетует он и говорит, что отрицательно относится к шествию легионеров СС, которых Латвия всячески почитает.