РИГА, 4 мая — Sputnik, Евгений Лешковский. В столице организаторы "Бессмертного полка" согласовали с Рижской думой время его проведения.
Сбор участников шествия начинается в 15.00 на перекрестке улиц Калнциема и Слокас, в 16.00 оно стартует от Калнциема, 14, потом — по Слокас и до Памятника Освободителям, куда все должны подойти до 17.00. В это время на Слокас и бульваре Узварас (Победы) будет приостановлено движение автотранспорта.
Когда колонна подойдет к Памятнику Освободителям, будет организован коридор к монументу. Дети запустят в небо 71 белых воздушных шаров — сколько лет прошло со дня Великой Победы. Потом участники шествия соберутся около палатки "Бессмертного полка" у памятника, где всех будет ждать музыкальный сюрприз. Одна из организаторов шествия в столице Маргарита Драгиле рассказала:
"Шествие не политические и не идеологическое, не ради пиара какой-либо партии, поэтому любая соответствующая символика запрещена. Что же касается георгиевских ленточек, то здесь — кто как пожелает: хотите надеть ее — пожалуйста, нет — не преследуется".
"Мы переняли главную идею шествия, которое началось в Томске в 2015 году: сохранение в семьях памяти о Великой Отечественной войне, о людях, которые в ней участвовали — и победили", — говорит Маргарита.
Но организаторы акции расширили границы: они позвали всех, у кого родственники воевали в рядах войск стран Антигитлеровской коалиции, а не только Советского Союза. Вместе могут идти и англичане, и американцы, и другие — и тоже нести в руках портреты родственников, воевавших против нацистской Германии.
В этом году на сайте "Бессмертного полка" в Латвии организаторы уже получили более 500 писем об участии, поэтому в заявке Рижской думе указали 1 000 участников. За порядком будет следить приглашенная для такого дела охранная фирма.
Герой в истории семьи
У Маргариты Драгиле в семье воевали бабушки и дедушки. Одна бабушка, Ирина Михайловна Лихарева, пережила блокаду. О войне внучке она рассказывала мало, да и жила в Питере, а Маргарита с родителями в Риге.
Дедушка, Михаил Лихарев, прошел почти всю войну невредимым, но 5-го мая его ранили — и 8 мая 1945 года он умер от ран. Такая судьба…
Другой родственник, Лев Згуромали, прямо из школы пошел на фронт. Перед тем, как присоединиться к части, забежал домой, но никого не застал, и оставил на обрывке газеты записку: "Мама, папа, я ушел в армию. Целую, Лев". И все. Он пропал без вести. Эта записочка всегда в семье хранилась бережно…
"Когда мы только начали заниматься организацией шествия, не подозревали, какое важное место оно займет в жизни многих. Нам рассказы присылают по электронной почте, звонят, лично обращаются. Недавно пришла женщина. Я попросила ее назвать дату рождения и смерти ее отца, Спирина Владимира Андреевича. Он родился в 1915 году, а когда умер, женщина не знала. Она об отце вообще толком ничего не знала, он вскоре после войны расстался с ее мамой.
Мы зашли на сайт "Подвиг народа. 1941-1945", вписали его имя, фамилию, дату рождения и… оказалось, отец ее настоящий герой: у него было несколько ранений, он получил орден "Красного знамени", медаль "За оборону Ленинграда"… Я не могу описать всю гамму чувств, которая была на лице женщины. В глазах ее слезы стояли — как и у нас всех, кто был рядом и искал данные об отце", — говорит Маргарита Драгиле.
Обычные подвиги
В организации уже второй год участвует и Людмила Смирнова, которая убеждена: "Бессмертный полк" — не просто «акция», как теперь модно говорить, а что-то совершенно необычное.
"Помню прошлый год. Пока мы шли, машины останавливались, сигналили, к нам люди присоединялись с портретами родственников. Некоторые, несли в руках планшетники с фотографиями, поскольку не успели заранее все напечатать и оформить. У памятника Освободителям нас встречали, словно это мы — победители, что-то магическое произошло, будто часть энергии героев с фотографий перешла к участникам шествия. Связь времен — не какая-то общая фраза. Здесь, поверьте, все очень глубоко".
В семье Людмилы Смирновой воевали многие. Ханжин Павел Семенович, родной брат бабушки ушел на фронт в 19 лет — и в 19 лет получил "Золотую Звезду", а потом еще и "Орден Ленина". Он осенью участвовал в форсировании Днепра — и проявил себя геройски. Он, обвязанный знаменем полка, переплывал реку — под огнем, потом вступил в рукопашную, чуть ли не в одиночку "положил" пять немцев. И он сберег знамя!
"Хорошо помню свое первое впечатление — детское, когда его только увидела (мы-то жили в Риге, а он до этого в Ашхабаде): такой высокий, в белой рубашке — и с золотой звездой на груди, — говорит Людмила Смирнова. — Он никогда особенно не рассказывал о войне — так, коротко, не хотел вспоминать, а если и говорил, то тут же добавлял: "Так же и другие у нас поступали"…
А другой мой дед под Смоленском погиб в 1942-м: Иотов Михаил Петрович. Мы с сыном будем участвовать в шествии и понесем портреты обоих".
Культурный шок спецслужбы
Активно участвовал в организации рижского "Бессмертного полка" и Алексей Шарипов, в семье которого воевали дяди — Шарипов Масгут Геньятович и Топичев Иван Васильевич. Один — связист, второй — водитель. Служили в одном полку связи, хотя призывались из разных мест. И медали "За боевые заслуги" они получили, и у каждого был орден "Красной звезды". На войну они пошли добровольцами, а закончили ее в Кенигсберге (Калининграде), также участвовали в освобождении Риги и Лиепаи.
"У нас в шествии будет участвовать вся семья — и многие друзья. И еще очень-очень многие! И я, конечно, понимаю, что такие службы, как Полиция безопасности, должны следить за столь массовыми мероприятиями. Удивило другое — реакция сотрудников спецслужбы: как так — столько людей участвует в шествии в Латвии", — говорит он.
"9 мая для Полиции безопасности — вообще "культурный шок": они не понимают, как после 25 лет с момента независимости республики, где выпалывают все, связанное с "не той историей", сохранилось так много людей, думающих и поступающих независимо от официальной идеологии", — подчеркнул Алексей Шарипов.
У организаторов была идея устроить шествие через центр Риги, но в Полиции безопасности им прямо заявили: акция согласована не будет! Поэтому и остановились на маршруте к Памятнику Освободителям. "Там мы отметим все достойно", — убежден Шарипов.