РИГА, 26 апр — Sputnik, Евгений Лешковский. Первый латвийский спутник Venta-1, построенный несколько лет назад студентами и преподавателями Вентспилсского международного радиоастрономического центра (ВМРЦ), совместно с Вентспилсской высшей школой и Бременским университетом, скоро запустят в космос. Доставит его туда индийская ракета-носитель PSLV-C34. Хотя было время, когда планировалось, что на орбиту спутник запустят с Байконура на российской ракете…
Но эта новость оттеснила другую — для Латвии не менее громкую. ВМРЦ в ближайшие недели закончит настройку крупнейшего в Северной Европе радиотелескопа RT-32, "тарелку" и антенну которого полностью отремонтировали в прошлом году.
Уже сейчас ВМРЦ сотрудничает и с NASA, и с ведущими учеными России — ловит и распознает сигналы из космоса. Но если до ремонта RT-32 наши ученые это делали только вполсилы (ну или вполуха), то теперь намерены прослушать всю нашу Галактику и ловить сигналы из самых удаленных уголков Вселенной.
Из леса следили за НАТО
Впрочем, все новое — это хорошо восстановленное старое. ВМРЦ базируется на месте бывшего советского сверхсекретного объекта "Звездочка". Сверхчувствительный RT-32 более 30 лет, до самого развала Союза, ловил информацию со спутников и кораблей на орбите Земли, запросто мог глушить сигналы с космических объектов из-за "железного занавеса", был способен легко прослушивать переговоры между всеми северными военными центрами НАТО, а также базой подлодок в Швеции (за нею следили особо).
Помимо RT-32 на территории "Звездочки" располагались телескопы RT-16 и RT-8, работал крупнейший в регионе Центр обработки космической информации и огромный военный городок, окруженный несколькими периметрами.
Территория "Звездочка" была ненамного меньше Вентспилса, но о ее существовании в Латвии знал очень ограниченный круг людей, в основном ученых, которые давали подписки о неразглашении пожизненно. На "Звездочку" направляли самых проверенных людей из других республик…
С начала 1950-х весь курземский район Ирбене стал одной большой секретной зоной.
Легко представить ошеломленные лица латвийских политиков, военных и ученых, когда в 1993 году они прибыли на территорию части, только что оставленной российскими военными, и поняли — здесь десятилетиями работал лучший по техническим параметрам в Северной Европе телескоп.
Им вдруг открылась сюрреалистическая картина: лес, периметры с "колючкой", огромные телескопы, и вокруг почти до самого Вентспилса — только пустые хутора. Людей из окрестных мест расселили, как только начали строить "Звездочку".
Как Ельцин телескопы защитил
В 1994-м я сплавлялся на каноэ по речке Ирбе, давшей название району. За три дня не встретил ни одного человека. О телескопах тоже ничего не знал, только о "какой-то там военной базе".
Причалил около берега, к которому вплотную подходил проломленный бетонный забор с кусками арматуры. Когда увидел впереди огромные тарелки телескопов, то мое лицо вытянулось, наверное, так же, как и у тогдашнего премьер-министра ЛР Валдиса Биркавса, прибывшего в составе первой "группы осмотра" объекта…
Тогда телескопы передали Латвийской академии наук (ЛАН), которая совершенно не знала, что с этим добром делать. Руководство поручили Юрису Жагарсу — ассоциированному профессору Вентспилсской высшей школы, член-корреспонденту ЛАН и директору Вентспилсского международного радиоастрономического центра (в советское время — "Вентспилс-8"). Он в 1980-е участвовал в программе "звездных войн": изучал тонкую структуру гравитационного поля Земли для обеспечения точного наведения ракет на цель в космосе…
Помню, он мне рассказывал при первой встрече (на "Звездочку" я стал наведываться, в среднем, раз в год), что RT-32 способен ловить волны из космоса на расстоянии в миллиарды световых лет, распознавать сигналы от представителей внеземных цивилизаций — и отвечать им.
Однажды сказал мне, прищурившись: "Мы и сейчас ловим какие-то сигналы из иных миров, но "прочесть" не можем".
В начале 1990-х, когда Союз стал разваливаться, военные готовились покинуть "Звездочку" и намеревались все там взорвать. Но московские ученые, обменивающиеся информацией с коллегами из Латвии, через Российскую академию наук достучались до президента Ельцина, и объяснили: радиотелескопы уничтожать нельзя!
Борис Николаевич лично — едва ли не в последний момент! — отдал приказ оставить все строения "Звездочки". Но военные все равно вывели из строя телескопы RT-32 и RT-16, а тарелку RT-8 увезли, равно как и всю документацию. Внутри телескопов перерезали провода, в электродвижки системы управления залили соляную кислоту…
Как настроиться "на голос Вселенной"
Ученым самим пришлось разгадывать тайны "Звездочки" и чуть ли не за свои деньги и в свободное от основной работы время восстанавливать объекты. Очень помог доктор инженерных наук Зигурдс Сикс и еще несколько энтузиастов из Физико-энергетического института ЛАН.
Деньги они тогда зарабатывали как могли. Помню, однажды приехал на "Звездочку", а в здании RT-32 какая-то авангардная рок-группа записывает для своего нового альбома "оригинальные сигналы" прямо из космоса. Какие-то копейки тогда музыканты дали на восстановление телескопов. Так и собирали — с миру по нитке…
Только в начале "нулевых" на серьезное восстановление объектов стали выделять деньги — как Латвия, так и структурные фонды ЕС. Помогал деньгами и мэр Вентспилса Айварс Лембергс. Ученые создали уникальные курсы по подготовке специалистов для участия Латвии в международных программах обработки спутниковой информации, где также работали Россия, Франция, Германия. Общими силами открыли Вентспилсский Парк высоких технологий.
И даже NASA начала дружить с ВМРЦ. Наши ученые проводили измерения сигналов GPS с повышенной точностью, а в NASA применяли данные для расчетов систем координат при запуске космических аппаратов на орбиту: чтобы экономить топливо. Ну а несколько лет назад ВМРЦ и Вентспилсская высшая школа стали конструировать спутник Venta-1…
Три года назад специалисты ВМРЦ участвовали в международном проекте вместе с коллегами из NASA и Российской академии наук: с RT-32 направляли сигналы и ловили отраженные от астероида 2012-DA14, который пролетал на расстоянии 27 000 километров от Земли. Результаты замеров потом использовали для определения точной орбиты астероида.
Но до сих пор еще телескопы не заработали в полную силу. Впрочем, ждать осталось недолго — может, всего неделю. На год антенну и "тарелку" RT-32 сняли для полного ремонта, а в 2015-м ее вернули на место. Общая стоимость проекта реконструкции была около 8 миллионов евро: по американской технологии чистили 944 алюминиевых пластины 32-метровой антенны и наносили особое покрытие.
Тайны темной материи космоса
Уже несколько лет руководит ВМРЦ и отвечает за работу телескопов профессор Валдис Авотиньш.
"Мы уже несколько лет сотрудничаем с московским Физическим институтом имени Лебедева Российской академии наук, а также с Пулковской астрономической обсерваторией РАН в Санкт-Петербурге. С декабря подключились к большой международной программе, где участвует и Россия, по измерению темной материи, которая не испускает электромагнитного излучения и напрямую не взаимодействует с ним. Вывод о существовании ее когда-то сделали на основании многочисленных, согласующихся друг с другом, но лишь косвенных признаков поведения астрофизических объектов и по создаваемым ими гравитационным эффектам. Очень сложная работа! К этой программе подключены и радиотелескопы других стран", — говорит профессор.
Он рассказал, что сейчас идут окончательные донастройки RT-32, и фактически готова станция с небольшим, но суперсовременным телескопом, который будет следить за вращением на орбите Venta-1.
Получать от него сигналы и обрабатывать будут как в Ирбене, на "Звездочке", так и в Вентспилсе — при высшей школе. Это значит, что RT-32 совсем скоро заработает в полную силу! И тогда мы ждем поистине фантастических результатов.