РИГА, 25 апр — Sputnik, Владимир Дорофеев. Осторожная юрмальская весна хоть и сияет теплыми бликами на воде, а все ж разительно отличается даже от нашего тепленького лета. Пробовали ногой воду в море? Брр! А в реке еще холоднее. Но для некоторых энтузиастов подводной охоты сезон открылся, едва сошли льды.
"Только лицо освежает, — беззаботно говорит усатый дайвер в толстом гидрокостюме. — Движение это жизнь", — добавляет он и ныряет в ледяную реку.
Латвийский клуб подводной охоты проводит свой 26-й субботник. Уборкой охотники открывают свой сезон весной и закрывают осенью. Каждый раз выбирается новая цель, на этот раз это — невероятно загаженный берег Лиелупе на самой популярной юрмальской железнодорожной станции Майори. На трудовой подвиг приглашены жены с детьми, друзья и просто желающие. Основная рабочая сила — это два десятка подводных охотников в полном снаряжении. Они готовы чистить дно реки. С берега им помогают десяток сочувствующих сухопутных.
Что скрывается под водой?
"На этот раз практически все свои, — рассказывает руководитель клуба Сергей Вахтин. — Случайные люди просто не знают про субботник. А вот когда наш клуб чистил берега Даугавы в Кенгарагсе, добровольцы подходили прямо из окрестных домов. Мол увидели в окно, что вы такое хорошее дело делаете, и решили тоже помочь! А когда в Старой Риге канал возле Оперы чистили, таких прилично одетых спонтанных помощников получили!"
Пока мы разговариваем, на берегу появляется первый улов. Пока это обычные бутылки и консервные банки, только поросшие водорослями и ракушками. На берегу битого и небитого стекла тоже хватает. Даже больше обычного.
"Ого! Да это же производственное стекло! — удивляется мужчина в рыболовных сапогах. — Нет, но это же надо додуматься!"
Судя по отзывам бывалых, эта фраза самая популярная на любом субботнике. И действительно, стоит принять участие хоть в одном таком мероприятии, и мусорить потом не хочется совсем. Металлические детали могут разрушаться десятилетиями. Пластик — лет двести-триста. Стекло может лежать 500 лет и больше. Поэтому когда видишь "улов" любого субботника, обязательно хочется спросить вечно отсутствующих загрязнителей: "Люди, вы что, идиоты?" Но их никогда не бывает рядом.
— Вот смотри плохой дядя кинул бутылку, она разбилась, и теперь детки пойдут купаться в речку и порежут ножки, — проводит разъяснительную работу мама мальчику дошкольного возраста.
— Вот этот дядя?— подозрительно показывает мальчик на дайвера.
— Нет, этот хороший, наоборот убирает. А ты сам не будешь ссорить?
— Не буду!
… и велосипед!
Со дна реки охотники начинают доставать редкие артефакты. Санки, утонувшие явно недавно, и еще пригодные для зимнего катания, кусок велосипеда, выглядящего как реквизит к фильму о постядерной катастрофе. Высится гора автомобильных покрышек, которых в любом водоеме всегда много. Какие-то железные листы, пивные банки.
— Ого! Смотрите, это же руль от катера! — смеется компания ребят. — А куда шофер делся?
— Вот его маска!
— Ну нет, это наш брат дайвер случайно обронил.
Чего только не находили подводные охотники за годы уборок! Самые неожиданные находки были в рижском городском канале у Оперы — оттуда доставали остовы детских колясок, мобильные телефоны, красивое портмоне и золотое кольцо, оказавшееся фальшивым. На Кенгарагском променаде находки были более брутальными — непочатая бутылка водки, (ну явно случайно утонула!) и части металлургических станков.
"Ничего тяжелей еще в воде не встречал, — вспоминает Сергей Вахтин. — Обычно что: ну холодильник, ну газовая плита. Тоже не понятно, зачем в реке топить, почему бы, к примеру, на металлолом не сдать? Вот кстати, когда мы Даугаву в Кенграгсе чистили мы там рекордное число отходов набрали, три контейнера. Один из них, почти под тонну — чистый металлолом".
Впрочем, вскоре и в Лиелупе нашлась тяжеленная бандура. Сначала охотники собираются все вместе, и подтаскивают к берегу огромную два на три метра решетку. То ли от ворот, то ли от забора. Тяжелая, обросшая ракушками и облепленная тиной, она тяжело ворочается по дну. Ее с трудом вытаскивают на берег, подтащив к причалу и подключив сухопутных товарищей. Да, сегодня это рекордный "улов".
Утилизируйте ГМО-продукты правильно!
"А знаете, что меня в этом году удивило?— спрашивает Ольга Вахтина. — Пищевые отходы! Не гниют они больше! Вот кто-то картошку почистил, и очистки выбросил, наверное в надежде, что они сгниют. А они — как новенькие. Если б мы не убрали, бог знает, сколько они здесь еще пролежали бы. Мы на даче такое видели. Когда очистки с прошлого года, брошенные в компост, отлично выглядят и на следующий год. ГМО. Я уж не говорю о косточках от авокадо! Эти, наверное, и раньше-то гнили не очень. Я за полчаса уже шесть штук насобирала!"
Набродившись по берегу, и порадовавшись за природу, задаю самый главный вопрос организатору субботника Сергею Вахтину: "Зачем вам это все надо?"
"Чувство элементарной брезгливости, — объясняет Сергей. — когда погружаешься под воду — все это видишь. Разве приятно плавать по помойке? Вот и чистим. Многие и во время обычной охоты мусор вытаскивают. Но это очень неудобно. Ведь охотишься за три-четыре километра от места, где зашел в воду. Не будешь же тащить мусор так далеко. А смотреть на загаженное дно все равно неприятно. Вот и чистим все латвийские водоемы. Это же все наш дом — и на берегу и под водой. Хорошо, когда в доме порядок".